Статьи

Раскол — грех против единства Церкви

29.06.2017

В прошлом выпуске нашей газеты было опубликовано интервью с главным редактором, викарием Владивостокской епархии епископом Уссурийским Иннокентием, в котором владыка затронул актуальную проблему: раскольнические действия отдельных священников епархии. В ответ в редакцию поступили вопросы от читателей. Сегодня владыка отвечает на них.
 
Анна: «Прочли в кругу знакомых материалы 3-й полосы последнего номера «Приморского благовеста». Полностью поддерживаем. Непонятно только, почему не было названо имя священнослужителя, запрещенного в служении. Из предосторожности? Но ведь люди по незнанию могут вступать с ним в общение как со священником, обращаться за частными требами. Такая информация должна быть доступна для всех прихожан епархиальных храмов».
Е. И. Согласен, что знать должны. Всем священникам епархии информация о запрещении была сразу донесена. Это иеромонах Феодосий. Но дело в том, что есть еще несколько других, которые также достойны применения к ним архиерейского запрета, поскольку распространяют клеветнические обвинения на Патриарха, на правящего митрополита: иеромонах Софроний, священники Анатолий и Борис. Поэтому в предыдущий раз в интервью хотелось обозначить важность вопроса. Мы должны быть внимательными. Если на службах в храме, например, священник не поминает, не произносит в положенных местах имя Святейшего Патриарха (или не называет его полного титула «О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Московском и всея Руси»), если не молится за правящего митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина, то это говорит о расколе. Верующие обязаны призвать такого священника к ответственному поведению и покаянию. Отказ от поминания архиерея является не только каноническим нарушением, но и является грехом против единства Церкви, прерывает духовную связь данной общины с Единой Вселенской Православной Церковью… Опасно, когда священник присваивает себе право судить: этот еретик, тот еретик… Если кто-то хочет выразить свою личную позицию — это его личное дело, но Церковь — это не чье-то личное наследство: как хочу, так и буду поступать. Это дом Божий, это Тело Христово.
 
Сергей: «В вашем интервью было сказано про 15-е правило Двукратного собора, ссылаясь на который священник отказался от поминания, можно ли подробнее прокомментировать этот текст. В газете его не привели».
Е. И. Не привели полного текста, так так материал уже и без того был большим. Обычно не поминающие опираются на этот канон. Но я хочу сказать прежде, что свод канонов не на одном этом правиле держится. В целом он выдерживает линию сохранения единого начала в церкви через епископов, у каждого из которых есть своя каноническая территория, и никто не имеет права вмешиваться не в свою епархию. Скажем, если вы сегодня отказываетесь поминать архиерея, то завтра возникает вопрос: а что дальше? А дальше во всяком расколе неизбежно встает вопрос о другом епископе, и нередко он решается путем дальнейшего беззакония: неканонического переподчинения, а то и самосвятства. Это нужно иметь в виду. Церковь сформулировала вероучительные истины, точнее дала определения на основе Божественного Откровения. И в течение многих времен сохраняет, предупреждает народ Божий от ересей. Само по себе стремление оградиться от ересей — похвально и необходимо. Вопрос в том, кого считать еретиком? За что? Еретическим учение должно быть признано на соборе или у святых отцов… Не просто — так считает старец, это ересь, а этот человек еретик… Давайте процитируем 15-е правило полностью: «Если какой пресвитер, или епископ или митрополит дерзнет отступить от общения со своим патриархом и не будет возносить имя по определенному и установленному чину в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его учинит раскол: такому святой собор определил быть совершенно чуждым всякого священства, если только будет обличен в этом беззаконии. Впрочем, это определено и утверждено о тех, кто под предлогом некоторых обвинений отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некой ереси, осужденной святыми соборами или отцами, когда он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщались сохранить церковь от расколов и разделений». 
Не поминающие пытаются оправдать свое поведение второй частью 15-го правила. Но пусть они скажут: какую же ересь всенародно и открыто проповедует Патриарх и митрополит?… Ответ простой:  никакой не проповедуют!!!  В чем же тогда дело? Во всяких личных мнениях, суждениях, слухах, перетолках, из которых некоторые особо ревностные люди находят якобы основания прекращать поминать предстоятеля. Но по этому поводу упоминаемое нами 15-е правило хорошо говорит (прочитайте выделенный фрагмент): что всякого не поминающего пресвитера под предлогом некоторых обвинений, как творящего раскол, подобает вообще лишать священ-ства.
Экуменизм, о котором говорят, в нашей церкви не проповедуется. Напротив, отвергаются: так называемая «теория ветвей» в церкви, теория равенства конфессий, «межконфессиональный компромисс», уния с римо-католиками. Все это записал архиерейский собор 2000 года в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Но проблема в том, что нет соборного определения о ереси экуменизма, принятого поместными православными церквами. И мы сталкиваемся с широким представлением о том, что это такое… Например, иные говорят, встретился с католиком — значит экуменист. Патриарха пытаются обвинять за его международную встречу с папой Римским, но сам по себе этот факт нельзя называть ересью, поскольку не относится к сфере догматики. Относительно подписанной декларации все уже было разъяснено в предыдущих выпусках «Благовеста». 
Будем молиться, чтобы Господь просветил умы наши и утишил нестроения в отдельных приходах, чтобы священники вняли словам святого Иоанна Кронштадтского. А он говорил: «Достигай, человек, единства: всячески бегай духовного разделения… Единение — Бог. Разделение — диавол. Разделение церквей — дело диавола; ереси, расколы — дело диавола».


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх