Статьи

«Не устрашайте меня вашими штыками...»

01.12.2017

Духовный подвиг иноков первой Дальневосточной обители

Россия вспоминает трагические события 100-летней давности — общественно-политические потрясения 1917 года, потрясшие основы нашего Отечества, российской государственности, духовности, культуры… В этом году «Приморский благовест» регулярно публикует материалы под рубрикой «Карта паломничества по местам памяти». 
Сегодня на нашей карте еще одна точка, связанная с судьбами страдальцев за веру, — приморский поселок Горные Ключи, здесь более 120 лет назад, в 1895 году, был основан первый на Дальнем Востоке монастырь, а два десятка лет спустя уже началось его разрушение богоборцами. И кровь пострадавшего за веру монаха Павлина пролилась прямо в монастырском Иннокентьевском храме…
 
ЗА ВИДИМОЙ РАЗРУХОЙ — ДУХОВНАЯ БЛАГОДАТЬ
Сегодня воссоздан монастырский храм Преображения Господня, он расположен на вершине, с которой открывается один из самых живописных в Приморье видов — на обрамляемую сопками равнину, где островки деревьев чередуются с небольшими озерцами. 
Там, где в Уссури впадает левобережная протока Драгучина, на плодородных землях Уссурийской долины, окруженных отрогами Сихотэ-Алиня, и стоят Горные Ключи с их источниками столовых минеральных вод, по своему составу близких к нарзану…
Настоятель Свято-Троицкого монастыря в Горных Ключах митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин вспоминает, как в 1992 году приступал к управлению епархией, а в 1995 — к возрождению обители:
— Был развал епархии, почти ничего в ней не существовало — оставалось около 12 священников и 
8 приходов… Ко времени восстановления монастыря вся его территория находилась в ведении Дальневосточного военного округа, и на ней расположился военный санаторий, в собственности курорта оказался и храм во имя Иверской иконы Божией Матери, и часовня Преображения Господня, и домик настоятеля, и трапезная с келейным корпусом, монастырские конюшни были перестроены в совхозные коровник и гараж… Из четырех монастырских храмов в годы гражданской войны два были сожжены. Из всего большого монастырского хозяйства — типографии, больницы, школы, свечного и кирпичного заводов — к 1995 году не осталось ничего, как и от всей церковной утвари и икон…
Во второй половине 90-х в паломничество по монастырским местам отправился молодой журналист Виталий Ерохин — тогда монастырю были возвращены лишь полуразрушенная Преображенская часовня и рядом с ней клочок земли на смотровой площадке, там же был устроен небольшой келейный корпус. За видимой разрухой от молодого человека не оказалась сокрыта та духовная благодать, что насыщала возрождавшийся монастырский уклад, и в 1997 г. в Никольском кафедральном соборе Владивостока он принял монашеский постриг… Спустя два десятка лет епископ Иннокентий, нынешний викарий Владивостокской епархии, вновь посещает эти места, чтобы засвидетельствовать мученический подвиг одного из первых монахов Свято-Троицкой обители — о.Павлина.
— Мы приближаемся сейчас к фундаменту разрушенного Иннокентьевского храма Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. Этот храм в обители был соборным, вмещал до 400 человек на большие праздники, когда здесь собирались множество паломников со всего Дальнего Востока, — рассказывает владыка Иннокентий. — Но в 1918 году, когда монастырь оказался захвачен красноармейцами и подвержен разграблению, Иннокентьевский храм был сожжен.
Деревянный храм о 12 куполах в честь святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя всей Сибири, был построен через четыре года после основания обители — в 1899 году; в 1902 году рядом была построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Иннокентьевский храм и Казанская часовня сгорели в годы Гражданской войны… В 1906 г. был воздвигнут каменный Иверский храм, который, к сожалению, не возвращен монастырю и по сей день.
Преосвященный владыка Иннокентий:
— О создании на Дальнем Востоке монастыря говорил в далеком 1862 г. в послании Священному Синоду — Иннокентий Вениаминов, будущий святитель, 40-летие канонизации которого Церковь празднует в нынешнем 2017 г., а тогда архиепископ Камчатский. Первым же настоятелем обители предстояло стать иеромонаху Алексию (Осколкову)…
 
НА МЕСТЕ МУЧЕНИЙ ЗА ХРИСТА
С сопки Преображенского храма вместе с помощником настоятеля иеромонахом Пименом (Литовкиным) владыка Иннокентий спускается вниз, к остову Иннокентьевского храма.
— Здесь, на этом месте, в этом храме совершилось мученичество одного из братьев Свято-Троицкой оби-
тели монаха Павлина, Царствие ему Небесное. Монах Павлин был зарублен шашкой, долго умирал. И те свидетели, что пришли затем и увидели следы крови по всему храму, поняли, что отец Павлин долго страдал перед своей кончиной. Молитвенно вспомним его святое имя и помолимся об упокоении души иеромонаха Павлина, принявшего страдания ради Христа.
Одним из свидетельств мученичества за Христа о.Павлина, монаха Свято-Троицкого монастыря, являются воспоминания протоиерея Аристарха Пономарева, опубликованные в 1925 году в журнале «Вера и жизнь», издававшемся русским духовенством в Харбине: «Оставшись за старшего в опустелой обители, о.Павлин стал готовиться «к встрече» красноармейцев… Монах был в храме и коленопреклоненно молился… Схватив спокойного и величавого в своем священном одеянии души и тела о.Павлина, молодые люди со штыками, направленными в грудь, стали забрасывать его вопросами: «Где спрятана монастырская казна, где золотая утварь, где казначей?..». Немного отстранив от себя безумцев, о. Павлин, истово перекрестясь перед святою иконою Богоматери, спокойно сказал: «Не устрашайте вы меня вашими штыками, а лучше опустите их. Я сам ходил в рукопашный бой с врагами Родины моей, а потому вы меня не устрашите. По чистой совести скажу вам, что богатств мы не имели, кроме того, что перед вашими глазами». Посыпались удары прикладами и шомполами. Несколько штыков устремилось в ноги о.Павлина. Скоро из голенищ сапожных полилась алая кровь…»
«Не теряя надежды на «признание», несколько красноармейцев подхватили о.Павлина подмышки и повели из церкви. Красными стопами запечатлевая свое последнее исхождение из храма, о. Павлин был выведен на двор. Его обступила толпа красноармейцев и каких-то людей, прибывших для дележа «народного достояния». При виде страдальца многие не удержались от слез, но нашлись и такие, что осыпали его потоком бранных слов и проклятий. Но вот толпа поспешно расступилась: «Товарищу комиссару дорогу». Бледный, со сверкающим зловещим взором, нарядный брюнет, быстро подойдя к о. Павлину и выхватив из болтающихся ножен саблю, нанес блеснувшим лезвием удар по лицу изнемогавшего о.Павлина. Но дивно: этот удар по лицу, рассекший почти на две половины между глазами лоб страдальца, на миг собрал все силы угасающего богатыря духа и, к удивлению, граничащему с ужасом, замершей в молчании толпы, о.Павлин не упал, а только тверже став на проколотых ногах, как бы ожидал нового удара. Комиссар поспешно скрылся в толпе… Не дождавшись нового удара, о.Павлин двинулся куда-то. Залившая его лицо липкая кровь, смешавшись с пылью, моментально запеклась и образовала темно-коричневую маску. Отец Павлин упал. Стон и непонятные звуки, вылетавшие из проколотой груди, свидетельствовали о боли и мучениях о.Павлина. Какой-то солдатик, сжалившись над несчастным, вонзил ему в сердце штык. И верный воин предал дух свой Царю-Христу…»
 
МОЛИТВЫ О ПРОШЛОМ И БУДУШЕМ
Владыка Иннокентий и иеромонах Пимен совершают литию по убиенному за веру монаху Павлину на месте его мучений:
— Еще молимся об упокоении души усопшего убиенного монаха Павлина и всей братии Свято-Троицкой Николаевской обители, служившей и пострадавшей во имя Христа в годину гонений…
Уж минул век с тех трагических событий. На фундаменте разрушенного Иннокентьевского храма и в память о пострадавшей за Христа братии установлен Поклонный крест. 
— Молимся о начале строительства большого храма, — рассказывает благочинный монастыря иеромонах Пимен (Литовкин). — Уже и место отвели под новый храм, монастырский забор подвинули… Даст Бог, будет у монастыря, как в былые времена, настоящий соборный храм, в который станут съезжаться паломники не только со всей округи, но и со всего нашего Дальневосточного региона. Пока же Божией благодатью поднимаем собственное хозяйство — урожай овощей год от года на славу, а про монастырские молочко, сыр да масло добрая молва пошла по всему Кировскому району! Местные жители, раз отведав нашего монастырского хлебушка с маслицем, благодарят Бога и говорят, что уж многие годы такого качества продуктов не найти им ни в каких супермаркетах…
Напутствуя братию и паству, владыка Иннокентий передает благословение настоятеля священноархимандрита Вениамина, митрополита Владивостокского и Приморского, радость Высокопреосвященнейшего владыки о возрождении в Горных Ключах монастырской жизни и его напутствие об обретении памяти о мученическом подвиге иноков Свято-Троицкой обители:
— Дорогие братья и сестры, здесь, в Горных Ключах, также есть святое место, связанное с духовным подвигом приморцев, пострадавших в XX веке за Христа. Будем же чаще, всем Приморьем, совершать сюда паломнические поездки, чтобы призвать молитвенное предстательство наших земляков-страдальцев о спасении душ наших с вами современников и о спасении всей страны нашей Российской.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх