“Правило веры”

Пост — средство очеловечения

01.12.2017

Как через пост добродетели «подключаются» к нашей душе и на чем сконцентрироваться на пути к очеловечению — размышляет автор интернетпортала Pravmir.ru протоиерей Игорь Прекуп.
В постсоветском мире, значительную часть которого составляют христиане (по факту крещения, все, вне зависимости от духовного качества своей жизни), к посту отношение более чем разнообразное: от раздраженного неприятия самой мысли о нем до противоположной крайности — изуверского истязания себя, а за компанию и всех окружающих, наипаче же подвластных. Правда, самое распространенное отношение — это равнодушие, максимум с долей любознательности, на уровне развлекательно-познавательных передач типа «Поедем, поедим!». Из любопытства и попробовать могут. Зачастую в комплексе с другими оздоровительными процедурами и тренингами личностного роста, в качестве одной из древних методик чистки организма.
 
Только это уже и не пост вовсе, а так… диета
Безусловно, это проблема не сегодняшняя. Позволю себе обширную цитату из толкования святителя Иоанна Златоуста на святого Матфея Евангелиста: «Я вижу, что многие после Крещения живут небрежнее некрестившихся и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому-то ни на торжище, ни в Церкви не скоро различишь, кто верующий и кто неверующий; разве только при совершении Таинств можешь увидеть, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме.
Между тем следовало бы отличаться не по месту, а по нраву. Достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью.
А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то по чему нам узнать тебя? По тому ли, что ты погружался в священные воды? Но это может довести тебя до наказания. Величие почести для не желающих жить сообразно этой почести увеличивает казнь. <…> Скажи мне, по чему могу узнать, что ты верный, когда все исчисленное мною уверяет в противном? И что говорю — верный? Даже человек ли ты, и того не могу узнать доподлинно.
Когда лягаешься, как осел; скачешь, как вол; объедаешься, как медведь; утучняешь плоть, как лошак; злопамятен, как верблюд; хищен, как волк; язвителен, как скорпион; коварен, как лисица; хранишь в себе яд злобы, как аспид; — как могу счесть тебя человеком, не видя в тебе признаков естества человеческого?».
Так вот, цель поста в преодолении человеком своего миксантропизма (в мифологии — смешение в одном живом существе свойств человека и животного: кентавры, сирены и пр.). Да, вот так, пост — это, ни много ни мало, средство очеловечения, если, конечно, о человеке мыслить не по Дарвину.
 
Постом человек освобождается от власти животного начала
Не уничтожает его в себе, а ставит в служебное положение душе, прилепляющейся, в свою очередь, духу, который, по выражению святителя Феофана Затворника, есть «высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных».
Вот это духовное измерение поста — его наисущественнейшее свойство. Телесным измерением тоже пренебрегать не стоит, но при том, что, говоря о посте, даже святые подвижники часто имеют в виду телесное воздержание, следует ясно отдавать себе отчет в его второстепенной, служебной роли.
 Жизнь христианская — это путь христоподражательного крестоношения. Пост на этом пути — участок повышенной концентрации внимания,  «период духовных усилий, — пишет священник Александр Ельчанинов. — Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему хотя бы периоды постов — усилим молитву, умножим милостыню, укротим страсти, примиримся с врагами». Телесная составная поста — аскетический инструмент и важная опора, но не более. Без перечисленных  составных частей она, в лучшем случае, бесполезна.
 
Правмир.ру


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх