Интервью

В Свято-Троицком монастыре закончена реконструкция храма

14.05.2012

 

12,44 KbПроцесс реставрации храма-часовни Преображения Господня поселка Горные Ключи занял шесть лет. За это время в часовне были проведены внутренние и внешние реставрационные работы, установлены купола. Монахи принимали в этих трудах самое непосредственно участие. О том, как проходила реконструкция храма и чем сейчас живет братия, мы попросили рассказать наместника Свято-Троицкого Николаевского монастыря игумена Василия (Кулакова).

— Инициаторами реконструкции стали, прежде всего, прихожане из Кировского района, жители поселка Горные Ключи. Отметить надо предпринимателей, в том числе тех, кто занимается Шмаковскими курортами, они выделяли технику: строительный кран, большегрузный транспорт для доставки кирпичей и стройматериалов. Спасибо и многочисленным постояльцам санаториев «Жемчужина», «Изумрудный» за пожертвования. Также в течение этих шести лет свою лепту вносили и паломники, традиционно посещающие наш монастырь.

Конечно, отдельное спасибо строителям, которые взялись за непростую архитектурную задачу: восстановить исторический вид часовни, построенной купцом Чистяковым в 1907 году и переданной монастырю. Удалось воссоздать арочные элементы и четыре малые башни. А внутри храма установили новый иконостас. Работали с энтузиазмом: так, один из представителей строительной компании специально брал отпуск, чтобы использовать свое личное время на выполнение одной из самых сложных работ — оштукатуривание потолочного перекрытия под куполом — «неба».

Братия монастыря активно помогала строителям в покраске и штукатурке, в подсобных работах, при демонтаже старой штукатурки, выносе мусора.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце об истории Преображенского храма.

— В XX веке, в годы богоборчества храму в поселке Горные Ключи довелось перенести немало ударов судьбы; есть версия, что по зданию даже наносила удары артиллерия! Сразу оговорюсь: в точности проследить судьбу этой часовни сложно еще и потому, что оказались утрачены многие документы. Архив монастыря в свое время располагался в деревянном храме свт. Иннокентия Иркутского и после случившегося там пожара всё сгорело.

В советские годы здание часовни, поскольку оно располагается в стороне от монастыря, на возвышенности, использовали как туристическую смотровую площадку. Были сняты купола, пространство залили бетоном, вмонтировали колонны и на них установили крышу. В алтарной части пристроили лестницу; причем сделали это просто варварски, вбив конструкцию прямо в кладку. Туристам, чтобы подняться вверх и обозреть окрестности, приходилось пробираться практически через алтарь! Впрочем, в те годы многие даже не сознавали, что невольно попирают намоленное место.

В год столетия образования монастыря, 1995‑й, храм был монастырю возвращен. И началось его возрождение.

— Как действует Преображенский храм сегодня, по завершении реставрации?

— Богослужения совершаются в Преображенском храме, как правило, в воскресные и праздничные дни. Часть прихожан составляют местные жители из Горных Ключей. Другая часть — это те, кто проживает в курортных санаториях; они приходят к нам на службы, ставят свечки; люди рады, что имеют теперь возможность, даже находясь на лечении, посещать храм.

— Отец Василий, сегодня, когда реставрация храма практически завершена, чем еще занимаются ваши насельники, как ведут монастырское хозяйство?

— У нас проживает шестеро монахов и с ними трудятся еще несколько послушников, но их число постоянно меняется. В монастыре свое хозяйство: в огороде выращиваем картофель, морковь, все необходимые овощи и зелень; разводим живность: кур, коров, лошадей.

К ведению хозяйства я привык с детства, знаю, как прокормиться собственным трудом. В Приморье, в Троицкий монастырь приехал из Новосибирска. Родился в Сибири. Принял Крещение, когда учился в школе, классе в четвертом, хотя и был пионером. Время было такое, что веру в нашей семье хранили, главным образом, бабушки и дедушки. После школы выучился на врача и какое-то время работал по специальности. Но со временем понял, что в человеке важно исцелить не только тело, но и душу. В 1997 году принял сан, служил в монастыре Архистратига Михаила. А в 2005 году поступило приглашение посетить монастырское хозяйство в Приморье. К тому времени это было уже не пустое место, на территории монастыря стояли два обустроенных дома, где можно было жить.

Конечно, хозяйство для монастыря – это не самоцель. Главное, что дает проживание в монастыре, это возможность найти силы для молитвы, духовного воспитания. Основное время уделяем каждодневным богослужениям. Все — и монахи, и послушники, и трудники, — живут одним уставом. А вот по хозяйству у братии разные послушания: одни готовят, другие сторожат или работают в кочегарке.

Ведем и социальную работу. Окормляем воспитанников двух детских домов; участвуем в воспитании трудом и молитвой школьников и учащихся профтехучилища г. Лесозаводска. Раз в неделю проводим миссионерские беседы в санаториях, отвечаем на вопросы о церковной жизни.

— В связи с этим хотелось бы узнать по этому вопросу ваше мнение как наместника монастыря, поскольку высказываются различные точки зрения. Надо ли монахам участвовать в активном социальном, миссионерском служении, или всё-таки монахи должны полностью со-

средоточиться на своём основном призвании — молитве?

— Я придерживаюсь следующего мнения: пока человек молодой, он должен служить Богу и людям телом; а когда состарится, должен служить душой. То есть, пока человек молод, он набирается жизненного опыта и в труде приобретает навыки к послушанию, к отвержению от своей воли, что в дальнейшем способствует духовному росту, в том числе и на поприще монашества. Человек с опытом сможет избежать тех падений и ошибок, которые грозят его отвести с пути духовного роста. В христианстве очень важен индивидуальный подход к человеку: если у кого-то есть способности, которые ему не вредят, он может развивать свой дар, заниматься им, почему нет? Недостаточно духовно расти лишь на книгах, жить «книжными» представлениями о добре. Важно самим пережить как можно больше ситуаций, в которых нам удается творить добро. Тогда эти посылы к добру, подкрепленные собственным опытом, можно будет донести и до других. Тогда монах будет полезен другим, сможет поделиться тем, что выстрадал сам.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх