Интервью

Протоиерей Александр Салтыков: «Икона – «окно в Горний мир»

01.04.2016

9-11 марта 2016 г. в Дальневосточном федеральном университете в рамках XIV краевой религиоведческой школы «Искусство в культуре Православия» был прочитан спецкурс «Православная иконопись». Лектор –протоиерей Александр Салтыков – известный искусствовед, декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, автор большого числа публикаций по вопросам церковного искусства, член Союза художников России.

В  рамках спецкурса о. Александр рассмотрел следующие вопросы:
•Общий христианский взгляд на изобразительное искусство в разных культурах.
•Ветхий и Новый Завет: предпосылки христианского искусства.
•Раннехристианское искусство. Катакомбы. Первые упоминания. Основные символы.
•Ранневизантийское искусство.
•Иконоборчество.
•Догматические основы церковного искусства.
•Основные этапы истории православного искусства. Византия.
•Церковное искусство в России.
Протоиерей Александр Салтыков ответил на несколько вопросов нашего корреспондента.
— Что такое намоленная икона?
— Это старинный термин, который говорит о том, что эта икона находилась долгое время в храме, среди молящихся. Её участие в богослужениях обычно чувствуется, и такая икона вызывает благоговейное отношение. Здесь можно сказать и о том, что икона — это не религиозная картина. Икона немыслима вне литургии. Иконопись стоит в ряде других видов литургического искусства: церковного пения, церковной архитектуры, литургических текстов. Все эти виды церковного творчества соответствуют человеческим чувствам и направлены к тому, чтобы менять человеческую душу в направлении ее духовного совершенствования.
Икона, даже будучи бытовым предметом, является непременной принадлежностью домашнего обихода православных христиан. И она неотделима от икон, используемых в церкви на богослужении. То есть она сохраняет литургический характер в частном употреблении. Это происходит, потому что литургичность означает участие в соборной молитве. Православная христианская жизнь ориентирована на молитву, притом соборную, совершаемую не только в церкви, но и дома.
— Что Вы можете посоветовать приходам, которые заканчивают строительство храма и обдумывают, как его украсить, какие иконы разместить? На что лучше ориентироваться — на списки древних икон или на более современные иконописные образы?
— Конечно, на древние образцы. Намоленные. То, что хорошо проверено временем, то наиболее ценно, надёжно.
— Равноценны ли икона, написанная художником, и отпечатанная на бумаге типографским способом репродукция?
— Как творчество, икона является нашим приношением, жертвой Богу, она есть часть литургического действа. Таковое приношение осуществляет каждый иконописец, и это требует от иконописца глубокого осознания своей ответственности. Но, как и в других сферах церковной жизни, мы видим, что этой ответственности не хватает.
Язык иконы очень точен и очень продуман Богословски. Поэтому великие произведения имеют богословскую значимость. Икона всегда была предметом благочестия и требовала, чтобы перед ее созданием молились и постились.
В позднейшие времена стали пользоваться прорисями, потому что иконописцы часто уже не хотели вести строгий образ жизни. Если благочестия или образования не хватает, то вот тут получается недоразумение, в полном смысле слова — человек не разумеет до конца, что он хочет сделать. Две основы иконописного искусства — это образование и благочестие. Важно, чтобы икона научала нас благочестию, пробуждала религиозное сознание, духовную ответственность. Иконописец, если по-настоящему, должен действовать как пророк, говорить людям о Вечной жизни, о Царствии Небесном. Его задача не изобразить благостного старичка, который то ли на облаках сидит, то ли по лесу с мешочком идет. Его задача — открыть окно в Другой мир. А сделать это может только человек, который имеет личный опыт Богообщения. А это нечто огромное.
Что лучше: репродукция с древней иконы, с той же Владимирской или со «Спаса» Андрея Рублева, или икона, которую написала девочка-студентка? Еще не известно. Да, она написала всё по правилам, живая рука, но разве понятно, что это за девочка такая, насколько это церковный человек, а опыта духовного у нее точно пока меньше, чем у древних иконописцев. Так что без репродукции древних икон нам трудно обойтись, потому что это великие намоленные древние образы. Их величие остается и в репродукциях.
И материал иконы должен быть прочным. Бумажные иконы с этой точки зрения не очень хороши. Но их можно наклеить на твердую основу, например, на доску.
— Эстетическая составляющая иконы важна?
— Конечно, очень важна. Эстетическое и духовное тесно связано. Всё по-настоящему прекрасное направляет человека к Богу. А отвратительное или безобразное от Бога отводит. Поэтому икона должна быть красивой!
— Стоит ли священнику приглашать для росписи храма благочестивых прихожан, умеющих рисовать?
— Художники прошлого, в том числе великие — Феофан Грек, Андрей Рублев не занимались новаторством. Они просто творили во славу Божию. Но у них был собственный духовный опыт Богопознания. Скажем, у преподобного Андрея Рублева — несомненно был свой особый опыт познания тайны Святой Троицы. И вот это благоговейное познание породило созданный им образ Святой Троицы, который стал всемирным символом Триединого Божества. Есть другие образы Троицы, которые иногда смотрятся примитивно.
Бывает, что художник, особенно из среды маловоцерковленных людей, возгоревший верой, готов что-то делать для Церкви «от души» и думает, что все, что он делает, сгодится. А на выходе может получиться примерно то же, как взять и написать, скажем, Литургию Ивана Ивановича Петрова.
— Ещё немного времени — и начнём подготовку к Пасхе. И снова увидим в продаже наклейки с иконами на яйца. Как быть?

 

— Не покупать, не заниматься иконоборчеством. Любимые игры на Пасху — катать яйца, а там лики Спасителя, Богородицы. Яйца освящают, чтобы потом разбить и съесть — а на скорлупе лики святых. Мы будем разбивать эти лики? Да это кощунство. Если очень хочется иметь такое яйцо — можно наклейку с ликом либо на деревянное яйцо поместить, либо сделать яйцо из папье-маше, либо выдуть содержимое яйца и закрепить наклейку на пустую скорлупу. Тогда будет памятное пасхальное яйцо, которое обязательно должно быть закреплено на подставке.
 
Cвятой Праведный Иоанн Кронштадтский:
По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиной перед святой иконой, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, так что, если вера твоя в присутствии лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример — чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч.; потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Kоторый может оживотворить камень и образовать из него человека? — Так же чудесно Он может сделать это с живописным образом. Все возможно верующему (Мк. 9, 23), и к верующему чудесно сходит Вышний. Соединяется же Он со знамением Kреста Животворящего и чудодействует.
 
Наша справка: Александр Александрович Салтыков — декан факультета церковных художеств ПСТГУ. Известный искусствовед, один из первых научных сотрудников Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, автор большого числа публикаций по вопросам церковного искусства, член Союза художников России. В своих лекциях об иконоведении о. Александр рассказывает об изложенной святыми отцами традиции иконопочитания, церковном изобразительном искусстве и его связи с Литургией, раскрывает православное учение об иконе, подробно разбирает о объясняет чинопоследование освящения икон. О. Александр окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После окончания МГУ и по настоящее время работает сотрудником Музея им. Андрея Рублева.
 
Тамара Ступина

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх