Интервью

«Шли на гору — пришли к Богу»

06.10.2016

Торжества на святой горе Афон, которые прошли 27–29 мая 2016 года по случаю празднования 1000-летия присутствия там русского монашества, возглавили Президент России В. В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Владимир Владимирович приурочил свой официальный визит в Грецию к празднованию большого юбилея на Афоне, что дало возможность провести 28 мая встречу c членами Протата (или Священного Кинота) — органа управления Афоном; на встрече присутствовали Президент Греции Прокопис Павлопулос, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Президент присутствовал на молебне в Успенском соборе Протата, осмотрел русский монастырь святого Пантелеимона, где продолжаются реставрационные работы. Ранее В. В. Путин был на Афоне в сентябре 2005 года.
Патриарх Московский и всея Руси 28 мая встречал Президента России в афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре и поблагодарил его за участие государства в возрождении афонских обителей: «Вы знаете об этих переменах, потому что многое из того, что произошло, произошло по Вашей инициативе и при Вашей поддержке. Государство Российское активно включилось в подготовку 1000-летия русского присутствия на Святой горе, был создан фонд, была создана соответствующая церковно-государственная структура, и в рамках ее работы были произведены огромные реставрационные, строительные и восстановительные работы».
Визит Патриарха Кирилла на Святую гору Афон продолжался с 27 по 29 мая. Характеризуя важность Афона для нашего Отечества и Православия, Его Святейшество, в частности, отметил: «Афон был, есть и будет центром, имеющим особое духовное значение для всех наших людей… Многие из тех, кто отправляется туда ради экзотики, приезжают — и сердцем чувствуют благодать Божию, которая там пребывает, и навсегда сохраняют связь с Афоном. Очень многих эта связь приводит к Богу и укрепляет духовную жизнь».
Счастливая возможность посетить Афон накануне торжеств, в первой декаде мая, представилась и протоиерею Игорю ТАЛЬКО. Для секретаря Владивостокской епархии это паломничество на Святую гору стало первым и оказалось проникнуто атмосферой предстоящего 1000-летнего юбилея русского монашества. «На Афоне ощущалось особое вниманием ко всему, что связано с Россией», — отмечает священник. Своими впечатлениями от поездки он делится с журналистом Сергеем КАРАБАНовыМ.
 
УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святым это место является уже две тысячи лет — с того момента, как на Афон ступила Божия Матерь. Корабль, на котором странствовали Дева Мария и сопровождавший Ее Апостол Иоанн Богослов, прибило к этим берегам бурей. Пресвятую Богородицу поразила красота греческого полуострова, и Она получила откровение от Бога: «Да будет место сие удел Твой и сад Твой, и рай, и пристань спасения желающих спастись». По Преданию это было в 49 году от Рождества Христова… С тех пор Афон почитается как земной удел Пресвятой Богородицы, а в том месте, куда причалило судно со святыми путниками, был основан Иверский монастырь.
Сегодня Святую гору ежегодно посещают более миллиона паломников (их вероисповедание может быть любым, но пол — только мужским; статья 186-я Устава Святой Горы запрещает лицам женского пола ступать на Афон).
— Милостью Божией нам посчастливилось почтить на Афоне великие святыни, — рассказывает о.Игорь, — в их числе Иверскую икону Божией Матери (называемую также «Вратарница» или «Привратница»), Богородичный образ «Достойно есть», Пояс Пресвятой Богородицы, Дары Волхвов, десницу святого Иоанна Златоуста… И всё это — на святом месте, на котором не прекращается монашеская молитва!
 
СТРАНА МОНАХОВ
Афон — Автономное монашеское государство Святой Горы (в составе административных районов Греции), средоточие православного монашества, самоуправляемое сообщество 
20 монастырей, из которых 17 — греческие, один сербский, один болгарский и один русский — святого Пантелеимона (впрочем, деление это достаточно условное, поскольку населять монастыри могут представители разных народов). Помимо крупных монастырей, на Афоне обустроено более сотни скитов, келий, а также пещер — аскеты, населяющие их, пытаются вести жизнь отшельников, оградивших себя, насколько это вообще возможно, от влияния современной цивилизации.
— Монашество, — говорит о.Игорь, — это то, чем Церковь жива! Монах отдает всего себя Богу. В монастыре подвижник всё свое время посвящает тому самому важному, на что у нас, живущих в миру, порой не остается времени, — молитве! Поэтому монашество можно сравнить с нервной системой церковного организма. Если количество монахов начнет уменьшаться, можно заключить, что это неминуемо отразится на тех процессах, которые будут происходить в Церкви… К счастью, сегодня монашество возрождается!
 
СКИТ ПРОРОКА ИЛИИ
На Афоне и по сей день обходятся без электричества! Греческие храмы здесь — почти везде с небольшими оконцами. В сумерках в узких оконных проемах мерцают огоньки свечей…
Приближаясь к скиту, о.Игорь сразу приметил большие окна — храм святого пророка Илии выстроен явно в русском стиле. Уникальный иконостас, как рассказали монахи, был выполнен иконописцем из Санкт-Петербурга.
— Впечатление удивительное! В какую бы точку храма ты не перешел, когда взглянешь на иконостас, то образы Господа и святых оказываются обращены в твою сторону. Причем такой эффект «движения» характерен не только для глаз! «Движется» и голова, и даже ноги — словно весь облик, изображенный на иконе, поворачивается вслед за тобой! Это удивительная форма письма, которая, к сожалению, ныне утрачена…
И это, увы, — не последняя утрата, нанесенная современностью… За неспокойный XX век, с его масштабными общественными потрясениями, многое из русского наследия на Афонской земле оказалось утраченным.
В Ильинском скиту проживает сегодня греческая монашеская община. А ведь Соборный храм скита в честь Илии Пророка был заложен от имени Великой княгини Александры Петровны, супруги Великого князя Николая Николаевича, третьего сына Императора Николая I. Храмовые работы продолжались в конце XIX века, а к 1906 году здесь проживало уже 500 монахов из Малороссии! (При том, что сегодня всё население Афона составляет порядка 2,5 тысяч человек). Скиту принадлежали сельскохозяйственные угодья и рыбная ловля на Дунае, подворья скита находились в Одессе и Таганроге… Говорят, на освящение Ильинского храма даже ожидали Императора Николая II Александровича. Государь желал посетить Афон, но воплотить свою мечту в жизнь последнему Российскому самодержцу так и не удалось…
 
РУССКОЕ ПРИСУТСТВИЕ
— В советскую эпоху мы, — сокрушается о.Игорь, — потеряли много Афонских скитов, которые раньше считались русскими, в их числе скит пророка Илии, скит Андрея Первозванного, сегодня — это уже греческие подворья. А ведь русские цари и князья вносили огромную лепту в становление Афонских монастырей и скитов, фактически были их попечителями.
Это касается и того непростого периода, продлившегося не одну сотню лет, когда Афон оказался под турками, которые наложили на монахов дань. Российские правители обеспечивали тогда Афон средствами к существованию. А заключенный в сентябре 1829 года Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией способствовал прекращению турецкой оккупации и возвращению монастырских имений.
— Афон был и остается важен для России тем, — напоминает о.Игорь, — что является колыбелью русского монашества.
Монашество с Афона принес на Русь святой преподобный Антоний Печерский. Родился он в 983 году под Черниговом. Смолоду стремился к подвигу паломничества. Мечтал побывать на Святой земле, своими глазами увидеть места земной жизни Спасителя. Добравшись до Афона, Антоний решает принять постриг. На склоне скалы, рядом с монастырем Эсфигмен, Антоний сооружает себе келью. Проходит время… И вот, как гласит Предание, игумен монастыря получает о русском иноке внушение от Бога: «Антоний! Иди обратно в землю Русскую, пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере Христианской, да будет с тобою благословение Святой горы!».
Благословившись, Антоний Печерский несет традиции монашеского благочестия на Киевскую Русь. Селится в пещерах, живет на хлебе и воде, молится Богу, пребывая в непрестанных бдениях и трудах. Аскетический подвиг привлек к Антонию последователей, его первыми учениками становятся святые преподобные Никон и Феодосий, начинается основание Киево-Печерской лавры…
 
АРХОНДАРИК
«Слово греческое, а традиция-то — тоже наша, русская», — улыбались паломники из Приморья, с которыми о.Игорь посещал Афон.
Архондариком в Афонских монастырях называют комнату для встречи гостей. Паломники, конечно, первым делом стремятся попасть в монастырский храм, приложиться к святыням. В начале визита их приглашают в ту самую комнатку — архондарик, где происходит духовная беседа, гостей встречает инок, рассказывает им о монастыре, его истории, о святынях.
За беседой в архондарике гостям могут предложить испробовать стопочку раки — крепкого виноградного напитка. Это и знак гостеприимства, и вполне вещь практичная, поскольку на Афоне жарко, а такое угощение, подаваемое в минимальных дозах, помогает восстановить в организме баланс. Многие после такого напитка отмечали: действительно, потеешь меньше. К напитку подают восточную сладость рахат-лукум.
— Такая традиция перекликается и с нашим, русским понятием о гостеприимстве, — замечает о.Игорь. — На Афоне вообще стараются уделить паломникам как можно больше внимания. Своих гостей монахи воспринимают как тех людей, которых им посылает сам Господь. Даже если это потребует дополнительных трудов и времени, всех паломников стараются встретить с большой радостью!
 
ШЛИ НА ГОРУ — ПРИШЛИ К БОГУ
Когда о.Игорь попытался объяснить самому себе, что же особенного в атмосфере Афона, то подумал, что она — как глоток свежего воздуха! Он вспомнил Владивосток, Православную гимназию, председателем Попечительского совета которой является уже долгие годы. Вспомнил гимназистов, которых он каждое лето старается вывозить на природу, чтобы ребята прошли крестным ходом по родным приморским просторам! В первые часы таких поездок бывало, что голова кружится от избытка чистого воздуха…
— Похожее ощущение было и на Афоне, но только с точки зрения души. Побывать на Афоне — всё равно, что вдохнуть чистого воздуха! Так что теперь у меня снова появилась мечта — свозить на Афон наших гимназистов! Чтобы они сами смогли вдохнуть чистый воздух Святой горы! Своими глазами смогли посмотреть, какая может быть жизнь, когда она проходит в Боге. Какими могут быть люди, их настроение, их отношение ко всему, когда они живут с Богом! Мне кажется, это стало бы верным камертоном для всей будущей их взрослой жизни…
А из тех, кто отправился с батюшкой Игорем из Приморья на Афон нынешней весной, не все были людьми в полном смысле церковными. Кто-то, даже будучи крещеным, лишь изредка задумывался, что же такое вера? Кто-то старался помогать храмам, но делал это скорее по зову души… И вот, оказавшись на Афоне,  такие люди очень скоро из туристов стали превращаться в паломников. Кто-то вдруг вешал на шею крестик. А на следующий день уже спрашивал у священника: «А как подготовиться к исповеди?».
— Наблюдать это было просто удивительно! На моих глазах люди начинали тянуться к свету! Ехали ради интереса — посмотреть, «что ж за гора там такая Святая, особенная?». А пришли, на самом деле, не просто к Святой горе, пришли — к Богу!
 
«…ИМЕТЬ ЛЮБОВЬ МЕЖДУ СОБОЮ»
— Вы, священник, духовник Православной гимназии, во сто крат лучше простого мирянина разбираетесь в вопросах духовной жизни. И всё-таки, возможно, и Вы почерпнули для себя на Афоне что-то важное в плане духовного опыта? То, что полезно было бы знать и нам, простым верующим, которые каждый день сталкиваются в своей духовной жизни со множеством препон и порой теряются — как же всё-таки бороться со страстями, как не согрешить, как исполнять Евангельские заповеди?
— Знаете, я действительно почерпнул на Афоне то, к чему все мы, верующие, призваны стремиться! Я понял это, когда увидел своими глазами то состояние, в котором пребывают живущие на Афоне монахи… Встретить кого-то с таким состоянием души здесь, в миру — увы, практически невозможно! И тогда я начал искать сам для себя ответы, и понял, что в жизни Афонских монахов присутствуют, прежде всего, такие вещи, как радость, гармония, любовь… Почему же нам, живущим в миру, так трудно достичь столь гармоничной жизни? Потому что настоящая гармония на самом деле появляется лишь тогда, когда в душе человека находится место Богу! Вот этого я сам себе пожелал бы достигнуть — в плане того, что понимается под духовным развитием.
Всё-таки то, что мы с вами пытаемся жить по канонам Православия, может находить выражение в нас самих, в нашей жизни! Может и должно! Потому что если в нас самих появится эта духовность, эта гармония, — тогда и отношение наше к другим людям станет иным! Более приветливым, заботливым, основанном действительно на любви к ближним.
А что Господь говорил своим ученикам перед расставанием, помните? «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга… По тому узнают все, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Евангелие от Иоанна, 13:34–35). Вот это, наверное, один из главных духовных принципов, который на Афоне находит свое буквальное воплощение и который нам так непросто исполнить здесь, в миру!
На Афоне же у многих монахов, старцев даже на лицах — особое выражение, отражающее любовь и доброту. Вероятно, когда в вас самих — избыток любви, вы с радостью готовы передавать такое благодатное настроение и другим людям…
 
СТАРЦЫ О ВСТРЕЧЕ ПАТРИАРХА И ПАПЫ
— Афонские старцы, монахи, пребывая в таком возвышенном состоянии духа, находят ли возможности, чтобы интересоваться и земными проблемами, отслеживать ситуацию в мире, в России? К примеру, как оценивают на Афоне встречу Патриарха Кирилла и Папы Франциска?
— Могу сказать, что услышал от афонских старцев вполне здравую оценку этого события, никакой «трагедии» во встрече Патриарха и Папы старцы не видят. Хотелось бы это особо отметить, в том числе потому, что в интернете появляются различные злоупотребления на эту тему, — подчеркивает о.Игорь.
 
«МОЛИМСЯ ЗА РОССИЮ!»
— Многие греки, с которыми мы общались, смотрят сегодня на Россию с особой надеждой. Они видят в Святой Руси  один из последних оплотов Православия на планете. Это, на самом деле, удивительно, поскольку именно Грецию можно рассматривать в духовном плане как уникальное государство — ведь там Православие по-прежнему остается государственной религией и в греческих школах один из официальных предметов — Катехизис, Закон Божий. … Между тем перед некоторыми новомодными «веяниями» Греция, увы, не устояла — к примеру, там фактически уже узаконен содомский грех…
Поэтому многие греки с наде- ждой следят за тем, как Россия пытается на мировом уровне отстаивать свои интересы и традиционные ценности! Греки рады, что в России Православие возродилось, укрепляется, способно сопротивляться агрессивным антидуховным вызовам современности.
А самое важное, что показывает отношением греков к нам, на мой взгляд, было в словах, которые мне говорили многие: «Мы молимся за вас, молимся за русских, молимся за Россию!».
 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх