Православие на Дальнем Востоке: публикации

Православная церковь в Восточном институте

Дата публикации 05.02.2009   Количество просмотров 5706

Ермакова Э. В., д. и. н., ДВГУ

В 19 веке в России шло бурное строительство вузов. Оно сопровождалось разработкой структуры, учебных планов, программ, круга изучаемых предметов в вузах. В числе вузовских предметов значилось богословие. В 1819 г. В Московском университете была открыта кафедра богопознания. Обязательным атрибутом каждого вуза являлась церковь. Не составил исключе¬ния и Восточный институт во Владивостоке.

Открытие Восточного института было освящено церковью. 20 октября преосвященный Евсевий, епископ Владивостокский и Камчатский, отслужил литургию и торжественную пани¬хиду во Владивостокском кафедральном соборе по почившему в Бозе императору Александру II, в бытность которого начал разрабатываться вопрос об ориентальном вузе на Дальнем Восто¬ке. После панихиды владыка Евсевий прибыл в здание Восточного института и в сослужении старейше¬го соборного духовенства, совершил здесь молебствие с водосвятием. Он освятил институтское здание, окропив святой водой готовые к занятиям аудитории. На молебствии присутствовали Приамурский генерал-губернатор генерал-лейтенант Н.И. Гродеков, директор института А.М.Позднеев. профессора института.

21 октября торжественная церемония открытия института началась с молебствия, которое провел епископ Евсевий. Он обратился к присутствующим гостям с речью, приветствуя новое высшее учебное заведение. Владыка Евсевий выразил надежду, что оно даст деятелей, преданных России, обладающих знаниями об образе жизни, быте, языке восточных соседей. Но епископ Евсевий надеялся и на то, что Восточный институт поможет Православной церкви в распространении среди инородных языческих народов православия. В переводах книг на восточные языки для православной миссии, в прямом содействии питомцев института православным миссионерам видел он их конкретную помощь. Словами «таковы и так серьезны возлагаемые нами надежды на открываемый институт...помолимся же, чтобы Господь помог ему оправдать эти надежды благословил труды имеющих обучать и обучаться в нем...» так закончил свою речь епископ Евсевий. В знак благожелания он подарил Восточному институту святую икону с изображением Господа и Спасителя, который своей всесильною помощью и благодатью поможет институту. Директор A.M. Позднеев с благодарностью принял из рук владыки священный дар. После этого последовало молебное пение владыки, посвященное Спасителю и провозглашавшее многолетие императору Николаю II и всему царствующему дому, преподавателям и студентам учреждаемо¬го Восточного института.

Акт об открытии института наряду с генерал-губернатором Н.И.Гродековым, директо-ром A.M. Позднеевым и профессорами, инспекторами, преподавателями мужской гимназии подписал протоиерей Владивостокского Успенского собора Александр Муравьев." На 3-м за¬седании конференции института 18 октября 1899 г. обсуждалась кандидатура Муравьева для чтения курса богословия. Его кандидатуру предложил директор A.M. Позднеев, мотивируя тем. что протоиерей А.Муравьев является среди белого духовенства единственным человеком с ака¬демическим образованием.

Сорокачетырехлетний кафедральный протоиерей Александр Ильич Муравьев окончил курс в Казанской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. Он не только про¬тоиерей, но и член многочисленных организаций, комитетов, учреждений. В отчете о состоянии Кафедрального собора за 1900 г. указывалось, что А. Муравьев являлся членом Владивосток¬ской Духовной Консистории, председателем Владивостокского епархиального училищного Со¬вета, членом Владивостокского комитета Православного миссионерского общества, цензором проповедей, представляемых священниками г. Владивостока, заведующим Владивостокской церковно-приходской школой, депутатом от духовенства во Владивостокской Городской Думе и др.

А.И. Муравьев согласился стать преподавателем богословия и законоучителем мужской гимназии. Однако из-за недостатка времени, он мог читать вместо двух положенных по плану лекций только одну лекцию в неделю. Поэтому часть курса переносилась на второй год обуче¬ния.

Епископ Евсевий не возражал против преподавательской деятельности А.И. Муравьева и Конференция института приняла решение: «утвердить Муравьева в должности законоучителя 15 октября; представить, согласно параграфу 15 «Положения о Восточном институте», Приамурскому генерал-губернатору для утверждения в должности».

А.И. Муравьев был зачислен в состав преподавателей и представил свою программу -Обозрение преподавания по кафедре богословия на 1899-1900 учебный год». Оно включало введение, три части, состоявшие из 3-х отделов каждая. В первой части «О религии вообще» держались вопросы о сущности религии, ее происхождении, отношении к правительству, луке и искусству, историографический обзор теорий о происхождении религий, об основных истинах религии, доказательствах Бытия Божия, бессмертия души, понятие и главные виды от¬кровения. Во второй части - обзор религий естественных или языческих: религии восточных народов. Третья часть посвящалась христианской религии - о Богооткровении христианской религии, о глубине учения Иисуса Христа, о сохранении истинного христианского учения в Православной церкви". В течение двух лет преподавание велось по этой программе, но на учеб¬ный 1901-1902 г. Конференция института утвердила новое «Обозрение...», составленное свя¬щенником Петром Ивановичем Булгаковым. А. Муравьев вынужден был отказаться от препода-вания в связи с многочисленными общественными обязанностями.

П.И. Булгаков приехал из центра, являлся родственником A.M. и Д.М. Позднеевых. После ухода А. Муравьева П. Булгаков был зачислен на должность преподавателя богословия и законоучителя в гимназии. Составленное им «Обозрение преподавания богословия» отличалось; «Обозрения» А. Муравьева структурой и отчасти содержанием. Программа включала четыре -лети и введение. Первые две части посвящались проблемам понятий, содержания Ветхого и Нового Заветов; третья - православно-русскому миссионерству среди инородцев. Самой лако¬ничной частью являлась четвертая. Всего 3 строки: религии не христианские - религии Дальне¬го Востока: конфуцианство, даосизм, буддизм и др.

Сравнение двух «Обозрений...» выявляет более обширные познания составителя А. Муравьева в восточных религиях. В «Обозрении» А.Муравьева значительное внимание уделя¬ется так же и теоретическим вопросам, историографии, чего нет в «Обозрении..» П. Булгакова. Это и понятно: уровень образованности у А. Муравьева был значительно выше, так как он был кандидатом богословия.

П. Булгаков читал курс богословия в институте и закон божий в гимназии при институ¬те. Однако отношения в профессорском коллективе у него не складывались. Он оказался склоч¬ным человеком, замеченным в пьянстве. Печатал на машинке анонимные записочки о и.о. про¬фессора Таберио, о преподавателе Дмитриеве и др. Члены Конференции института, установив принадлежность анонимок П. Булгакову, составили письмо, в котором указали, что «деятель¬ность священника Булгакова отличалась враждебными тенденциями, направленными к вреду, к урону престижа Конференции и отдельных его членов, внесению раздора в среду последних», что его записки, доклады отличаются беззастенчивой непристойностью, как в отношении из¬ложения, так и содержания. Члены конференции обращались к и.д. директора А.В. Рудакову с просьбой принять меры, чтобы должность законоучителя при Восточном институте была замещена более подходящим и воспитанным человеком.

П.И. Булгаков был уволен в 1907 г. У нас нет сведений о том, кто был преподавателем с 1907 г. - по сентябрь 1909 г. 26 сентября 1909 г. на вакантную должность законоучителя, с раз¬решения Приамурского генерал-губернатора был назначен законоучитель Владивостокской мужской гимназии, кандидат богословия, протоиерей И.В. Коноплев. В марте 1920 г. Совет Восточного института присвоил законоучителю И.В. Коноплеву звание преподавателя богосло¬вия. Он не только преподавал в институте и гимназии, но и был настоятелем в университетской церкви и получал в дореволюционное время ежемесячно жалование по 20 руб. После октябрь¬ской революции ему жалованье настоятеля не платили. 19 ноября 1920 г. на заседании Правле¬ния ГДУ было оглашено мнение Министерства народного просвещения об упразднении кафед¬ры богословия. С упразднением кафедры протоиерей И.В. Коноплев отчислялся за штат". Однако в университете на историко-филологическом факультете в 1920-1922 гг. в учебном плане остался курс «История церкви», читавшийся профессором Ф.П. Успенским. -

Атрибутом каждого вуза, и Восточный институт не был исключением, являлась цер-ковь. В Инструкции в дополнение к «Положению о Восточном институте» имелся специальный раздел «Л» - «Ктитор церкви института», в котором определялись обязанности и права ктитора, т.е. старосты церкви. Он заведовал приходом и расходом церковных сумм, в его обязанности входила забота о благолепии храма и церковном имуществе. Ктитор являлся членом Правления института по церковным делам. Он избирался Правлением из лиц всякого звания, его кандида¬тура благословлялась епископом. Денежного содержания ктитор не получал.

Первым церковным старостой был Владимир Павлинович Пьянков, владивостокский купец 2-й гильдии, член биржевого комитета, директор попечительского общества о тюрьмах. В феврале 1903 г. он умер и директор института A.M. Позднеев ходатайствует перед епископом Евсевием об утверждении в должности ктитора церкви Василия Петровича Бабинцева, владиво¬стокского купца 1-й гильдии. В письме от 10 ноября 1903 г. Евсевий сообщает об утверждении В.П. Бабинцева церковным старостой, Последним ктитором домовой церкви университета был Аввакум Гаврилович Свидерский, купец 1-ой гильдии, старшина Владивостокского бирже¬вого комитета.

В университетской церкви проводились торжественные молебствия, молебны по слу-чаю начала войн. Так, 1 февраля 1904 г. профессора, преподаватели, студенты, гимназисты после литургии в церкви Восточного института вознесли молитвы господу о ниспослании скорой счастливой победы России в русско-японской войне, многолетия государю Императору и все¬российскому победоносному воинству14. После молебна в церкви, преподаватели и учащиеся собрались в актовом зале, где и.о. директора Г.В. Подставин обратился с речью, в которой зая¬вил, что «все мы (преподаватели и студенты - Э.Е.), как один, преисполнены готовности при¬нести свои знания, свои молодые силы на алтарь высокого служения царю и отечеству».

Телеграмма о молебне была направлена в Хабаровск генералу Н.П.Линевичу с прось-бой донести об этом и императору Николаю II, что и было сделано генералом. 6 февраля 1904 г. был получен ответ Николая II на информацию о молебне в Восточном институте: «Душевно благодарю служащих и учащихся Восточного института за одушевляющие их чувства и жела¬ния принести свои знания и силы на служение престолу и отечеству в минуты ниспосланного возлюбленной нашей России тяжелого испытания».

Годичные акты Восточного института (празднования дня открытия) всегда начинались в церкви. Институтское торжество открывалось с вечера 20 октября панихидою в церкви по почившим славным представителям русского языковедения, деятелям гражданского служения на Дальнем Востоке и отошедшим в вечность труженикам института. Утром 21 октября - тор¬жественная литургия и в середине дня (13 - 13 час. 30 мин.) следовал торжественный акт. В отчете о пятилетнем годичном акте Восточного института 21 октября 1904 г. отмечалось, что «в скорбный лист ежегодно поминаемых институтом русских деятелей институтская церковь включила имя первого почетного попечителя института, бывшего коммерции советника Ми¬хаила Григорьевича Шевелева, почившего 8 ноября 1903 г, и имена погибших на войне с Япо¬нией офицеров-слушателей - штабс-капитана 2-го Восточного Сибирского стрелкового полка Александра Селиверстова, убитого в сражении при Вафангоу и мичмана Бориса Хрущева, по¬гибшего при взрыве минного транспорта «Енисей» 29 января 1904 г». На этом торжественном акте присутствовали представители местных властей и общества. Среди присутствующих был протоиерей Владивостокского кафедрального собора А.И. Муравьев. Собрание открылось ду¬ховной песнью «Днесь благодать Святого Духа нас собра». На этом же собрании была произне¬сена речь законоучителя Восточного института священника П.И. Булгакова «О христианских миссионерах в Китае».

При разработке 21 сентября 1909 г. вопроса о праздновании десятилетнего юбилея существования Восточного института Конференция включила в программу торжественную панихиду 20 октября по почившим русским деятелям на Дальнем Востоке, покойным ориенталистам и иным ученым, ежегодно поминаемым в этот день институтской церковью, а также по скон¬чавшимся бывшим служащим и слушателям института; божественную литургию и царское мо¬лебствие - 21 октября. Конференция приняла решение просить высокопреосвященнейшего Евсевия архиепископа Владивостокского и Камчатского совершить торжественное богослужение в институтском храме .

В церкви проходили длительные богослужения перед церковными праздниками. Так в

марте - апреле 1919 г. во Владивостоке было широко оповещено о богослужении в домовой церкви Восточного института перед праздником Святой Пасхи. С субботы 30 марта (12 апреля) по 7 (20) апреля, воскресенье, совершались богослужения - всенощное бдение, преждеосвященных даров, Повечерие с Утреней и др., завершавшиеся в светлое Христово Воскресенье пасхальной Утреней и литургией. Настоятелем церкви по-прежнему оставался И.В. Коноплев, получавший жалованья. Поэтому Правление института изыскивало средства для вознаграждения И.В. Коноплева. Одним из выходов решения данной проблемы Правление видело в создании при церкви приходского Совета или Общества прихожан.

27 декабря 1922 г., вскоре после победы Советской власти на Дальнем Востоке, распоряжением Уполномоченного Дальревкома по делам высшей школы закрывалась домовая церковь университета (выполнялся декрет об отделении церкви от государства). Для ликвидации церковного имущества создавалась комиссия из представителей Правления университета, отделов управления и народного образования Примгубревкома, Рабоче-крестьянской инспекции и владивостокского Епархиального совета.

Восточный институт с первых дней существования принимал в число вольнослушателей священников. В первый набор 1899/1900 уч. год стали студентами 2 священника: К.К. Цивилев и М. Кессельман. К.К.Цивилев в 1903 г. в числе 10 выпускников первого выпуска за¬кончил Восточный институт. Но для их зачисления директор института должен был ходатайст¬вовать перед Министерством народного просвещения. В 1902 г. Синод указом от 17 сентября на имя его преосвященства Евсевия разрешил Восточному институту зачислять лиц духовного звания в число студентов. 19 октября 1902 г. Владивостокская духовная консистория сообщила директору института A.M. Позднееву о том, что ему отныне не надо ходатайствовать перед Министерством народного просвещения, но в каждом отдельном случае необходимо испраши¬вать разрешение местного преосвященства. Лица духовного звания, став слушателями, должны быть приписаны к одной из церквей г. Владивостока и находиться под установленным для духовных лиц надзором. В «Отчете о состоянии Восточного института за 1909 г. с историческим счерком его десятилетней деятельности» отмечалось, что из лиц духовного сана, состоявших слушателями Института, один в сане архимандрита, управляет Российской Духовной миссией в Сеуле, а другой - священником на станции Пограничной.

Церковное начальство не раз обращалось к директору Восточного института с прось-бами помочь в решении ряда вопросов. В марте 1911 г. архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий обратился к директору профессору А.В. Рудакову с письмом, в котором он писал, что среди корейцев, проживающих на русской территории, пропагандируется пресвите¬рианство, и он просит отпечатать в университетской типографии «Слово к корейцам» в количе¬стве 3 тыс. экземпляров. Он гарантировал оплату Владивостокским Комитетом Православного Миссионерского Общества за отпечатанные экземпляры. Архиепископ приложил к письму -Слово к корейцам», написанное настоятелем Владивостокской Покровской церкви протоиере¬ем Василием Поповым. В «Слове» содержалось обращение к корейцам, которые давно живут на русской территории, и к тем, кто потерял родину и стремится, чтобы Россия стала их второй Родиной. Очень нехорошо поступают те корейцы, ставшие русскими подданными и принявшие Православие, которые слушают пресвитерианских проповедников и склоняются к принятию пресвитерианства. Этим они оскорбляют русского царя и русский народ. «Итак, не слушайте корейцы пресвитерианских проповедников, слушайте только проповедь о православии, дабы,

Вам можно было стать братьями по вере русскому народу». «Слово» было переведено на корей¬ский язык. Неясно только, где был сделан перевод текста - в канцелярии архиепископа или в Восточном институте. Но на переводе стоит число - 4 мая 1911 г., а письмо в институт было направлено 9 марта, что позволяет предположить, что институт не только отпечатал, но и пере¬вел текст на корейский язык.

Итак, жизнь Восточного института была тесным образом связана с церковью, религией, о чем свидетельствуют и преподавание закона божьего, курса богословия, молебны, богослуже¬ния, слушатели - священники, своя домовая церковь. При всем этом образование в Восточном институте сохраняло светский характер.

Список литературы

1. Известия Восточного института. Владивосток. 1900. Т. 1. С. 12-13.

2. Известия Восточного института. Владивосток. 1900. Т. 1. С. 15.

3. Отчет о состоянии Градо-Владивостокского кафедрального Успенского собора за 1900 год. Публ. подготовила Н.А.Троицкая //Известия РГИА ДВ. Владивосток, 1999. Т. 1У. С. 40.

4. Протоколы заседаний Конференции. 18 октября 1899 г. // Известия Восточного института. Т. 1. С.У.

5. Известия Восточного института. 1900. Т. 1.С. XI, 20, 30

6. История ДВГУ в документах и материалах. 1899-1939. Владивосток. 1999. С. 158-160, 233, 315.

7. РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1. Д. 598. Л. 26-27, 58.

8. Отчет о состоянии Восточного института за 1909 г. Приложение 1. Владивосток. 1910. С. 39.

9. РГИА ДВ.Ф. 226. Оп. 1. Д. 398. Л. 3-53. ; =

10. ГАПК. Ф. 117. Оп. 3. Д. 1. Л. 161-161 об. ; :

11. РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1. Д. 596. Л. 1-3.

12. ГАПК. Ф. 117. Оп.З. Д. 1. Л. 161-161 об.

13. История ДВГУ в документах и материалах. 1899-1939. Владивосток, 1999. С. 107.

14. РГИА ДВ. Оп.1. Д. 76. Л. 61.

15. Отчет о пятилетнем годичном акте Восточного института //История ДВГУ в документах и материалах. 1899-1939. Владивосток, 1999. С. 109-111.

16. РГИА ДВ.Ф. 226. Оп. 1. Д. 375. Л.Л. 1-3. :



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
27.03.2023
АННОТАЦИЯ Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного
Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман*
14.02.2022
"Для успешного выполнения дела строительства церквей» в районе Уссурийской железной дороги епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край «сведущего в строительстве» священника Михаила Кессельмана.

Популярное

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края
05.03.2024
Владивосток . 5 марта 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир принял участие в заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края, которое состоялось в малом парламентском зале Правительства Приморского края под ...
Миссионерский отдел храма Успения Божией Матери провёл видеовстречу по сохранению памяти новомучеников
02.03.2024
Владивосток.  27 февраля 2024 года состоялась лекция «Кто ны разлучит от любве Христовы? Новомученики Андрей Зимин и Павел Лазарев» Организовал и провёл видеовстречу миссионерский отдел храма Успения Божией Матери в рамках мер по ...

Наверх