Православие на Дальнем Востоке: публикации

Две памятные даты в истории открытия Владивостокской епархии

Дата публикации 18.06.2018   Количество просмотров 15427

Епископ Иннокентий (Ерохин В. В.), канд. ист. н., канд. богословия

В статье рассматривается вопрос о том, какую историческую дату можно принимать как день рождения Владивостокской епархии.

Как только в 1860 г. Уссурийский край официально вошел в состав России, руководство церковной жизнью в Приморье стал осуществлять благочинный из Николаевска,  где  разместился центр новообразованной Приморской области[i]. Спустя несколько лет в южной части региона был выделен отдельный благочиннический округ, чему способствовала его удаленность от епархиального центра – г. Благовещенска[ii]. Южно-Уссурийское благочиние в неизменном виде просуществовало достаточно долго – около 20 лет, при нескольких камчатских епископах: Иннокентии (Вениаминове), Вениамине (Благонравове), Павле (Попове), Мартиниане (Муратовском)[iii].

В эти годы впервые стал подниматься вопрос о необходимости разукрупнении епархий на Дальнем Востоке. Поскольку практика показала, что Благовещенский архиерей больше чем один раз в год не мог приезжать в Приморье. Это не противоречило требованиям Духовного регламента, но не способствовало ускорению развития православной церкви в регионе. Еще более сложно обстояли дела с управляемостью Камчаткой. Так, епископ Вениамин (Благонравов) сообщал в столицу, что из Благовещенска легче управлять церквами в Грузии и Бессарабии, потому что туда можно было без затруднения съездить за полгода, а для поездки на Камчатку требовался год, для почтовой переписки  – 2 года[iv]. Потому в 1870-е гг. епископы начали дискуссию о разделении огромной по размерам Камчатской епархии сначала между собой, а затем в отчетах в Синод. Епископ Мартиниан (Муратовский) в 1883 г. внес письменное предложение учредить в Петропавловске викариатство, но Синод оставил это представление без последствий.

На фоне остроты с управлением на Камчатке ситуация в Уссурийском крае некоторое время не вызывала беспокойства. Однако здесь с 1883 г. начался значительный рост численности прихожан, так как государство стало осуществлять переселение морским путем из Одессы во Владивосток, активизировав в целом колонизационную политику. Заметно увеличилось основание новых селений, что в свою очередь ставило проблему открытия приходов. С 1883 по 1893 гг. в Южно-Уссурийском крае было создано 142 населенных пункта, хотя до этого времени данный район был малонаселенным, в то время как в Амурской области за тот же период появилось только 45 новых селений[v]. Если в первые двадцать лет переселения в регионе проживало около 10000 православных жителей, то только за пять лет, к 1885 г., их численность увеличилась более чем в 2 раза и составила около 22 000, а еще через четыре года колебалась в пределах 46000 человек[vi]. Переселение естественно создало некоторую пестроту среди паствы, так как сюда прибывали представители  из разных мест России – в основном уральских, сибирских, но в большей степени из украинских губерний[vii]. В этническом составе переселенцев выходцы из украинских губерний, отличавшиеся большей религиозностью, составили в общей массе приезжавших 75,5 % населения. В целом к концу XIX в. около 20 % жителей Приморской области были украинцами.

В связи с такими существенными изменениями в численности православного населения края с целью улучшения управления вновь создаваемыми приходами епископ Камчатский Гурий (Буртасовский) благословил образование в Приморье трех благочинний – Южно-Уссурийского с центром в с. Никольское, Владивостокского с центром во Владивостоке и Ханкайского с центром в с. Камень-Рыболов[viii].

Наконец, с начала 1890-х гг. вопросы развития церковных институтов в крае в своих отчетах в С.-Петербург стали затрагивать приамурские генерал-губернаторы[ix], которые также побуждали высказаться по этим вопросам и церковное священноначалие.

Можно выделить несколько причин обращения к этой теме светских и духовных властей. Во-первых, массовая миграция населения и принесенная вместе с нею пестрота местных традиций делала необходимым  развитие своевременной работы с переселенцами. Во-вторых, предстояло решать вопросы инкорпорирования в местную жизнь нехристианского населения Приамурья и Уссурийского края (китайцев, корейцев, нанайцев и др.). В-третьих, предполагалось правильно канонически организовать церковную жизнь в регионе, создав кафедру во Владивостоке.

Так, владыка Гурий, отвечая на вопрос о разукрупнении Камчатской епархии, писал: «Отсутствие в Петропавловске интеллигентного общества, разобщенность, безжизненность, и разные неудобства подавляют дух и убивают нравственно даже семейных светских чиновников, а потому назначение резиденции викария в Петропавловске встречает серьезные возражения. <…> Чрезвычайно быстрое развитие жизни во Владивостоке и во всем Южно-Уссурийском крае заставляет всех желать постоянного пребывания здесь епископа»[x]. Считалось, что из Владивостока архиерей ежегодно мог бы отправляться на судах в северные районы. Кроме того, принималось во внимание то, что здесь разместилось областное управление и резиденция военного губернатора. Таким образом, с 1889 г. военный и портовый город на побережье Японского моря стал рассматриваться как возможный центр нахождения епископской кафедры.

[xi]В середине 1890-х гг. епископ Камчатский и Благовещенский  Макарий (Дарский) создал в Уссурийском крае дополнительно еще 2 благочиннических округа в связи с быстрым увеличением населения. С другой стороны, возникшие проблемы со строительством храмов указали, что благочинные не были готовы к их решению, из-за чего в регион был направлен с особыми полномочиями представитель Благовещенского епископа – о. Михаил Кессельман[xii]. Одновременно архиерей однозначно поддержал вопрос о необходимости реорганизации всей Камчатской епархии[xiii].

Однако позиция преосвященных епископов в отношении создания новой епархии находила не слишком много сторонников в Санкт-Петербурге. Нужен был посредник между церковью и государством, который смог бы обратить внимание на проблему гражданских и духовных властей в столице. Эту функцию выполнил Приамурский генерал-губернатор С. М. Духовской, который в своих ежегодных отчетах императору Николаю II и в письмах к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву настойчиво разъяснял важность скорейшего открытия во Владивостоке архиерейской кафедры[xiv]. Одной из причин в необходимости этого шага генерал-губернатор откровенно называл недостаточное развитие церковной жизни на юге Уссурийского края. Он сообщал: «Прибыв во Владивосток (прим.: письмо датировано 4 июня 1894 г.), я застал именно то, что ожидал по имевшимся у меня сведениям: вместо высоко поднятого в этой русской столице на Тихом океане православного знамени, я нашел лишь весьма слабое его представительство, слабое не качеством лиц, а ничтожным составом, бессильным для проявления себя среди жителей, кои под влиянием условий портового города еще менее религиозны, чем все малорелигиозные сибиряки».  К этому губернатор добавил еще  один аргумент: он считал, что во Владивостоке  должен быть епископ с целью повышения статуса города, как конечного пункта Сибирской железной дороги, откуда Православие будет иметь возможность распространения по всему Востоку и вообще на Тихом океане. В связи с этим С. М. Духовской пригласил епископа Токийского Николая (Касаткина) возглавить планировавшуюся к открытию новую кафедру, но понятно, что эта идея шла вразрез с необходимостью самостоятельного развития Японской православной миссии.

В центре империи просьба Приамурского генерал-губернатора вызвала различные отклики. Святейший Синод при поддержке обер-прокурора К. П. Победоносцева начал разработку  постановления о разделении Камчатской епархии и учреждении во Владивостоке самостоятельного церковного округа с 1896 г. Однако министерство финансов возражало против дополнительного финансирования церкви в регионе. Под предлогом незначительного числа приходов во вновь открывавшейся епархии (их насчитывалось в целом 57), министерство не дало согласия на установление штатов для Благовещенской и Владивостокской духовных консисторий[xv]. Вполне возможно, что решающую роль в положительном решении вопроса сыграл новый император России Николай II. Ознакомившись с отчетом С. М. Духовского, он обратил внимание на проблему с епископом для Владивостока. В том месте документа, где губернатор указал, что во Владивостоке «православный крест должен бы стоять высоко и твердо», император сделал пометку, собственноручно подчеркнув эти слова, и написал на странице отчета резолюцию – «обязательно». В итоге 4 мая 1898 г. (Прим.: все даты приводятся по старому стилю) в соединенном присутствии Департаментов гражданских и духовных дел, законов и государственной экономии пришли к согласию относительно открытия новой архиерейской кафедры, и 4 июня того же года император Высочайшим указом учредил самостоятельную Владивостокскую епархию[xvi]. Вероятнее всего, что одним из факторов, повлиявшим на императора при принятии данного решения, оказались его личные впечатления от поездки на Восток в бытность наследником престола. Николай Александрович побывал во Владивостоке в 1891 г., проехал Уссурийский край, увидев собственными глазами духовные потребности его жителей[xvii].

В соответствии с указом императора  Камчатская епархия с 1 января 1899 г. разделялась на два новых округа: Благовещенскую и Владивостокскую епархии[xviii]. Территории, расположенные по всему течению р. Амур до Николаевска, рек Зеи, Буреи, Амгуни, по нижнему течению р. Уссури, а также морское побережье от залива св. Николая в Охотском море до Императорской гавани  в Татарском проливе оказались под управлением Благовещенского епископа. В состав Владивостокской епархии вошли приходы и церкви Владивостока и Южно-Уссурийского края, Камчатки и Чукотки, острова Сахалина и Командорских островов, а также Удская приходская церковь на мысе Чемункан и приписная к ней Аянская церковь.

 Выделяя Владивостокскую епархию, Синод ориентировался на рубежи Приморской области. Тем не менее, границы церковного округа были проведены не вполне рационально, что впоследствии создало определенные помехи в развитии церковной системы.

 Владивостокская епархия оказалась разбросанной на нескольких отдельных территориях, ничем не связанных друг с другом, отделенных на громадные, труднопреодолимые расстояния.  Так, прихожане храма п. Уда, ближе находившегося к Приамурью, зимой уходили в район рек Амгунь и Селемджа, т. е. в Благовещенскую епархию, а летом возвращались во Владивостокскую епархию[xix]. Для управления церквами на Камчатке, Владивостокский архиерей часто должен был направлять туда письменную корреспонденцию почтой, которая шла сухопутным путем через Благовещенск. В целом большую часть года все северные округа имели возможность регулярного транспортного сообщения с Якутском, где была отдельная епархия, нежели с Владивостоком, откуда с Камчаткой поддерживалось морское сообщение три-четыре летних месяца в году. Одним словом, по объективным причинам открытие в южной части Уссурийского края епископской кафедры не улучшило управление камчатскими приходами[xx].

 Северная половина Уссурийского края, находившаяся в составе Приморской области,  оказалась в подчинении Благовещенского епископа. Но это  привело к неудобствам в деятельности управления Уссурийской железной дороги, располагавшегося в Никольск-Уссурийске, так как половина ведомственных железнодорожных церквей относилась к Владивостокской епархии, а половина – к Благовещенской. В связи с этим в январе 1901 г. Синод подчинил все храмы в полосе отчуждения Уссурийской железной дороги от станции Владивосток до станции Хабаровск ведению Владивостокского епархиального начальства. Однако это вызвало новую каноническую проблему: на территории Благовещенской епархии оказались храмы, подчинявшиеся другому епископу. С другой стороны, верующие из Северо-Уссурийского края должны были обращаться для решения своих проблем к отдаленному и малодоступному Благовещенскому епархиальному управлению. Несмотря на эти проблемы, развитие системы церковного управления в Южно-Уссурийском крае шло поступательно, тем более что здесь оно получило каноническую завершенность в лице правящего архиерея.

Указом Святейшего Синода от 5 января 1899 года епископом Владивостокским и Камчатским был назначен преосвященный владыка Евсевий (в миру Евгений Иванович Никольский), бывший Благовещенский. Первый Владивостокский архиерей прибыл в кафедральный город в феврале 1899 г. Духовная  консистория начала работу 21 марта 1899 г., что означало фактическое открытие епархии[xxi]. Эта дата впоследствии в досоветском периоде отмечалась как день рождения Владивостокской епархии.

Итак, дискуссия о создании новой дальневосточной епископии продолжалась около 15 лет и окончательно завершилась в июне 1898 г. выходом Указа Государя. При этом непосредственное начало деятельности епархии состоялось спустя девять месяцев, в 1899 г.

 

[i] РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 169. Л. 7–7 об. В этом письме от 1862 г. благочинный  Приморских церквей протоиерей Гавриил Вениаминов обращается к  начальнику Владивостокского поста лейтенанту Е. С. Бурачеку с просьбой  о выписке для первой владивостокской Успенской церкви необходимых богослужебных вещей (книг, сосудов, крестов, лампад и др.).

[ii]  Крылов В. Указ. соч. С. 58; РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 169. Л. 7–7 об

[iii] Смолич И. К. История Русской Церкви. Ч. I . М., 1996. С. 700; Сердюк М. Б. Православные епархии, епископы, и монастыри на Дальнем Востоке России в к. XIX – нач. XX вв. // Известия РГИА ДВ. Т. IV. Владивосток, 1999. C. 25; Ермацанс И. Преемники епископа Иннокентия (Вениаминова) // Христианство на Дальнем Востоке : материалы конф. : в 2 ч. Ч. 1. Владивосток, 2000.С. 32–38.

[iv] РГИА. Ф. 1151. Оп. 12. Д. 125. Л. 29 об.

[v] Смагин А. Н. Роль православного духовенства в освоении юга Дальнего Востока России во второй половине XIX -  начале XX вв. : дис. на соиск. учен. степени  канд. ист. наук. Владивосток, 2006. С. 37

[vi] РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1012.  Л. 273–274; Обзор Приморской обл. за 1889 г. Владивосток, 1891. С. 51.

[vii] Разумовский А. Указ. соч. // ВЕВ. 1905.  № 22. С. 513.

[viii] Мичурин  Павел, свящ. Указ. соч. // КЕВ. 1894.  № 17. С. 365.

[ix] Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенанта Духовского за 1893, 1894 и 1895 г. СПб., 1895. С. 30–33; Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенанта Духовского за 1896–1897 годы. СПб.,1898. С. 8–9.

[x] РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 101. Л. 1 об –2.

[xii] Смагин А. Н. Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман // Известия Российского государственного исторического архива Дальнего Востока : сб. Т. VIII. Владивосток, 2004. С. 168–176.

[xiii] Мичурин Павел, священник. Указ. соч.  //  КЕВ. 1894. № 17. С. 365; КЕВ. 1895. № 9. 15 мая. С 101; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 101. Л. 6–6 об.

[xiv] РГИА Ф. 1151. Оп. 12. Д. 125. Л. 29; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 258. Л. 4 об; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 101. ЛЛ. 5-5 об.,1-19.

[xv] РГИА Ф. 1151. Оп. 12. Д. 125. ЛЛ. 29-29 об; 33–33 об.

[xvi] РГИА. Ф. 1151. Оп. 12. Д. 125. ЛЛ. 39–46.

[xvii] Бачурин А. М. Храм  среди тайги. Спасск-Дальний, 2007. С. 6–8

[xviii] Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «Об учреждении Владивостокской епархии и об утверждении штатов Владивостокского епархиального управления» // Собрание узаконений и распоряжений Правительства. СПб., 1898.  № 118. С. 5741–5745; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 101. Л. 50.

[xix] Разумовский  А. Указ. соч. // ВЕВ. 1905.  № 6. С. 132.

[xx] РГИА. Ф. 797. Оп. 86. Д. 117. Л. 1–3; РГИА  ДВ. Оп. 3. Д. 336. ЛЛ. 1–9.

[xxi] РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 101. Л. 50; КЕВ. 1899. № 9. 15 мая.

 

Теги:
Владивостокская епархия Евсевий Никольский Православие на Дальнем Востоке


Читать все


Новости по теме

Сотрудники Епархиального управления и Центра подготовки церковных специалистов удостоены памятных знаков «10 лет Приморской митрополии»
08.07.2022
8 июля 2022 года в домовом храме преподобного Сергия Радонежского в Епархиальном управлении Владивостокской епархии состоялась торжественная церемония награждения сотрудников памятными знаками «10 лет Приморской митрополии Русской Православной Церкви».
Празднование 30-летия возрождения Владивостокской епархии открылось соборным служением Божественной литургии архипастырями Приморской митрополии
07.02.2021
7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир в сослужении епископа Уссурийского Иннокентия и епископа Находкинского и Преображенского Николая совершил Божественную литургию в Покровском соборе.
Благочинный монастырей епархии принял участие в собрании епархиальных ответственных за монастыри
26.12.2019
3 декабря 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии (г. Моква) состоялось ежегодное собрание епархиальных ответственных за монастыри. 
Клирик епархии в составе делегации Русской Православной Церкви посетил Корейскую Народно-Демократическую Республику
01.12.2019
25-29 ноября 2019 года состоялся визит делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриаршим экзархом Юго-Восточной Азии  митрополитом Сингапурским и Юго-Восточно-Азиатским Сергием в Корейскую Народно-Демократическую Республику. В
Назначен исполняющий обязанности епархиального древлехранителя
15.11.2019
Указом митрополита Владивостокского и Приморского Владимира настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Угловое протоиерей Сергий Бирюк назначен исполняющим обязанности епархиального древлехранителя. О целях и задачах, которые он ставит

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
27.03.2023
АННОТАЦИЯ Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного
Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман*
14.02.2022
"Для успешного выполнения дела строительства церквей» в районе Уссурийской железной дороги епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край «сведущего в строительстве» священника Михаила Кессельмана.

Популярное

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края
05.03.2024
Владивосток . 5 марта 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир принял участие в заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края, которое состоялось в малом парламентском зале Правительства Приморского края под ...
Миссионерский отдел храма Успения Божией Матери провёл видеовстречу по сохранению памяти новомучеников
02.03.2024
Владивосток.  27 февраля 2024 года состоялась лекция «Кто ны разлучит от любве Христовы? Новомученики Андрей Зимин и Павел Лазарев» Организовал и провёл видеовстречу миссионерский отдел храма Успения Божией Матери в рамках мер по ...

Наверх