Публикации

27.03.2018

Кому пальма, а кому – верба

Вербное воскресенье предваряет Страстную седмицу, которая завершится Пасхой. 
О духовном христианском смысле этих событий размышляет протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице Санкт-Петербурга.

«Начаток жизни»

– Почему мы приходим в храм с вербами? Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому – верба. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является "начатком" всего живого, знаком того, что все – от Бога. Верба – одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку.

О вербе есть много суеверий – в старые времена настой из нее давали скотине, ставили веточки в хлеву, как ограждение от всего злого. Сейчас многие считают, что вербу обязательно нужно окропить святой водой. Церковь не поощряет, но изучает эти вещи как феномен народного благочестия. Обычно вербу хранят около икон в течение года, потом ее можно сжечь. Кстати, этот обычай относится ко всему обветшалому, но имеющему какое-то священное значение. Если вам негде сжечь, можно принести в церковь, где есть специальные печки.

…Вход Господень в Иерусалим был описан за 400 лет до этого события пророком Захарией. Он пишет о царе, въезжающем в Иерусалим на молодом осле. Почему не на коне? На Востоке конь – животное войны, на коне мог въехать царь-тиран, царь-деспот. Осел – животное мира, Христос – кроткий Царь. Интересно, что хозяева безропотно отдают апостолам осла, хотя на бытовом уровне трудно представить, чтобы крестьянин так просто расстался со скотиной. Безмолвными, непротиводействующими Христос мог сделать своих врагов – книжников и фарисеев и тем себя обезопасить. Он этого не сделал, идя на добровольные страдания.

Вербное воскресенье – день праздничный. "Не бойся, дщерь Сионова! – это обращение к Иерусалиму, – Се, Царь твой грядет". Народ встречает Христа ликуя, ведь сбываются пророчества о Мессии, Христос только что воскресил Лазаря. Но понимание Мессии – разное. Многие ждали сильного властителя, который уберет власть оккупантов – римлян, поднимет восстание. Фарисеи и книжники начинают манипулировать толпой, Страстная неделя – картина непостоянства толпы на все времена: за несколько дней возгласы "Осанна!" сменяются на "Распни его!".

На пиру ждут всех

– Многие из тех, кто не соблюдал пост, настроены в Великую неделю все-таки дать себе это "дисциплинарное упражнение", хотя и сомневаются, не поздно ли? В христианстве вообще не может быть поздно, Господь всегда – даже в последнюю минуту – дает возможность спасения. В пасхальном слове Иоанна Златоуста говорится о пришедших на пир в третьем часу, потом в шестом, в девятом, даже в одиннадцатом – каждому Господин находит оправдание и усаживает за стол, потому что это праздник для всех. По человеческим-то меркам, опоздавший вроде бы не должен допускаться, но не таково милосердие Божие.

Пост, кроме всего прочего, – это способ увидеть, как много нам дано в жизни: когда все добровольные ограничения заканчиваются, понимаешь, сколько радости даже в простых вещах.

Каждый день Великой седмицы – это воспоминание о последних днях земной жизни и страданиях Христа. Исповедаться и причаститься лучше всего в Великий четверг, потому что в этот день служится литургия в память о Тайной вечере. С вечера пятницы можно начинать печь куличи и красить яйца.

Сайт "Азбука веры"

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

О том, как встретить Христа по-настоящему

Радостно в Вербное Воскресенье: Господь пришёл в нашу жизнь искупить нас всех. Но впереди еще — Страстная седмица... В чём же радость и в чём трагизм праздника Вход Господень в Иерусалим?

Они встречали Его в Иерусалиме со словами “осанна”, и они же потом кричали “распни!”. Так, почему происходят предательства? И как не впасть в уныние и не утратить надежду в светлое, когда вокруг света нет?

В интервью “PravLife” — епископ Банченский Лонгин (Жар).

    — Вербное Воскресенье – это одновременно и радостный, и грустный праздник. На иконе Вход Господень в Иерусалим мы видим людей, встречающих Господа и кричащих «осанна», а вдали виднеется пещерка, в которой будет Спаситель погребён, когда Его снимут с креста.

Те же люди, которые кричали «осанна», затем будут кричать «распни». Сегодня, как и две тысячи лет назад, люди предают Христа и друг друга. В чём радость и в чём трагизм этого праздника? О чём он говорит современным людям?

 

— Радостно в этот праздник оттого, что Господь пришёл в нашу жизнь искупить нас всех. Это – самое радостное. Иначе мы бы все погибли. Радостно, когда есть спасение, есть избавление от грехов. Но при этом мы скорбим, потому что наш Спаситель идёт страдать на кресте. Какая высокая цена за наши грехи, за нашу вину, за наши недостатки.

 

Ещё в этот день радостно на душе потому, что думаем о Воскресении, приближаемся к нему. Ведь Господь сказал, что воскреснет в третий день. Весь Великий пост мы идём через покаяние и раскаяние в своих грехах к Пасхе.

Думаю, не я один считаю, что в Великий пост не должна быть доминирующей радость. Все страдают вместе со Христом.

Особенна Страстная седмица для нас. В Евангелии говорится, что Господь идёт страдать за наши грехи.

Но Воскресенье Господне, Святая Пасха приносит нам радость — и все страдания уже забываются. Вот так и живут современные люди — вначале поют «осанна», а через несколько дней будут снова Его мучить и распинать на кресте. Люди вроде бы верят, ходят в Церковь, молятся, но мы же видим, что творится в нашей стране — мы убиваем друг друга, ненавидим друг друга. Так сегодня мы принимаем Господа нашего Иисуса Христа.

А должны мы жить по-другому – в любви, в дружбе, без зависти. И тогда будет для нас настоящее Воскресение Господне.

 А почему происходят предательства?

— Я думаю, что люди предают потому, что не имеют достаточной любви и достаточной веры. Помню, когда я был маленьким, как хорошо мы жили. Вспоминаю те времена – все были весёлые, как радостно жили, всё было по-другому, и у детей с родителями были другие отношения, а сейчас всё тоскливо. Ненависть большая, зло, и всё из-за того, что мы живём во грехах и не хотим этого признавать.

— Т.е. мы получаем по заслугам?

— Господь попускает нам это, потому что мы живём во грехах, не хотим покаяться в них, не хотим исправить свою жизнь и не хотим служить и жить для Господа.

У нас всегда есть спасение – покаяние. Но мало кто умеет любить, прощать и верить по-настоящему

— Уныние и отчаяние – грех. Как в нынешних условиях обрести надежду и не впасть в уныние от беспросветности?

— У нас всегда есть спасение – покаяние. Господь пришёл не погубить нас, пришёл спасти род человеческий. Каждый человек должен повернуться к Богу. Со слезами покаяться и начать учиться любить, прощать и верить по-настоящему в Господа Бога. Ведь мало кто умеет это по-настоящему.

— Можем ли мы радоваться в грустные праздники, трагичные дни, когда мы сопереживаем Христу и сораспинаемся с Ним?

— Мы всегда должны радоваться о спасении. Несмотря на то, что Господь страдает, Он знает, для чего пришёл . Он пришёл не жить для Себя, Он пришёл заплатить за наши грехи. И мы должны радоваться всем праздникам Господним – ибо Господь пришёл к нам. Но не забывать, что настоящий праздник – это когда мы делаем кого-то счастливыми. Когда дарим радость ближнему, приносим прощение и любовь. Это не праздник – просто прийти в храм и торжественно отстоять всю службу. Праздник – в празднике ближнего.

С Божьей помощью так должны поступать все – делать только добро. Господь никого не оставляет, даже самых, казалось, безнадежных, Он покрывает Своей любовью всех. Всех любит и всех призывает к Себе. Не выборочно, а всех. И мы должны на Его зов ответить.

Портал «Православная жизнь»

5 апреля 2015 г.

 

 

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru




Еще новости по теме:

Все новости раздела