Новости Патриархии 2016
Празднование Порт-Артурской иконе Божией Матери
16 / 29 августа - Празднование в честь иконы Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурской). Внесено в общецерковный календарь и совпадает с днем Нерукотворного образа Спасителя и Феодоровской иконой Божией Матери.
Обретение Порт-Артурской иконы (Владивостокской)
6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери (Владивостоская) прибыла в Приморье. По Промыслу Божию это событие произошло в день памяти Небесного молитвенника православного Владивостока - святого великомученика и Победоносца Георгия. Мы знали, что за образом уехали в Иерусалим, знали, что вывезти из Израиля такую ценность очень сложно. Но это случилось: 6 мая самолет с иконой на борту приземлился во Владивостокском аэропорту.
Такая радость встречи у каждого бывает, наверное, только однажды. В тот день ее смогли пережить, к сожалению, немногие. (Из-за скоротечности событий о прибытии иконы смогли узнать далеко не все.) Но те, кто 6 мая пришел в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока, неожиданно получили поистине чудесный подарок.
Преосвященный Владыка Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, после окончания Божественной литургии объявил, что с часа на час ожидается прибытие Порт-Артурской иконы. Узнав об этом, богомольцы, собравшиеся в храме, не спешили расходиться. Все остались на молебен с водоосвящением. Трудно было бороться с волнением. В ожидании встречи из храма навстречу иконе вышел крестный ход. "Христос воскресе из мертвых..." - разносилось пение пасхального тропаря. Пасхальные песнопения неслись молящимися за ограду территории собора. Крестный ход шел по дороге навстречу автомобилю, в котором везли икону. Но вот с колокольни раздался трезвон, возвестивший о приезде машины. Непередаваемое словами чувство и внутреннее волнение охватили богомольцев, когда они впервые увидели святую икону. На мгновение все замерли.
Нашим взорам предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах. Она одета в синюю ризу. Верхнее облачение коричневого цвета. Плат на голове тоже синий. Вокруг головы яркое сияние. В руках Богородица держит белый плат с ликом Христа Спасителя. Из-под убруса свисает разноцветный пояс. Позади Божией Матери находится морской залив, который на горизонте сливается с голубым небом. Выше Богородицы в облаках справа стоит Архангел Михаил с огненным мечом, слева - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. Между ними Херувимы держат царскую корону, а над ними - две перекрещивающиеся радуги увенчиваются крестом. Еще выше в окружении Небесных Сил Бесплотных восседает Господь Саваоф, над которым в сиянии надпись: "Да будет едино стадо и един пастырь". По периметру иконы на золотом фоне эмалевой вязью написано: "Торжество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение Торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей".
Преосвященный Епископ Вениамин, первым приложившись к святому образу, благословил крестному ходу при главенстве Порт-Артурской иконы повернуть назад к храму.
Колокола не умолкали. Радость лилась из сердец верующих пением пасхальных стихир. Крестный ход направился вокруг собора. С восточной стороны алтаря он остановился. "Премудрость! Вонмем!" - раздался возглас. Владыка Вениамин читал Евангелие: "Восставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету... "(Лк. 1, 39-56).
И каждый богомолец, встречавший икону, вслед за святой праведной Елисаветой воскликнул в своем сердце: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне?
Нескрываемое волнение и радость вылились в общем пении "Царице моя Преблагая" при дальнейшем шествии крестного хода. Подойдя к западной стороне храма и остановившись у паперти, мы воздали молебное благодарение Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, испрашивая Небесного Божия благословения.
Свидетельства очевидцев
Участники обретения: архимандрит Иннокентий (Третьяков), благочинный, настоятель Свято-Покровского храма города Уссурийска; иеромонах Сергий (Чашин), секретарь Владивостокского Епархиального управления, настоятель Свято-Успенской церкви Владивостока; монахиня Варвара (Волгина), настоятельница Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря; схимонахиня Геласия, насельница Иерусалимского Горненского женского монастыря; послушница Елена (Чашина), насельница Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря.
Рассказывает иеромонах Сергий (Чашин): "В феврале 1998 года мы совершали паломничество в Святую Землю. В последний день пребывания там, 17 февраля, мы впятером собрались, чтобы еще раз сходить ко Гробу Господню. Придя в храм, провели в нем несколько часов. Удивительно, но в те часы в храме почти никого не было и у нас была возможность в спокойной обстановке молиться. Умиротворенные, мы вышли из собора. Пошли по Крестному пути Господа. На душе было благостно. Для меня этот день был особо памятным, так как 17 февраля 1996 года состоялась моя священническая хиротония. По дороге в Гефсиманию отец Иннокентий предложил зайти в один из антикварных магазинов, которых в Иерусалиме очень много, и мы заглянули в первый попавшийся. Каково же было наше удивление, когда, осматривая выставленные в нем христианские святыни, мы увидели Порт-Артурскую икону. Божия Матерь глядела на нас, держа в распростертых руках плат с Нерукотворенным Образом Христа. Мы на некоторое время остановились и замерли... Потом разговорились с продавцом (икона была выставлена на продажу). Денег у нас с собой не было, но мы, договорившись о цене, попросили никому другому икону не продавать".
Архимандрит Иннокентий (Третьяков): "Хотя мы и договорились в магазине, что купим икону, но боялись, что ее могут взять другие. Потому мы обратились в русский Горненский женский монастырь с просьбой одолжить денег на приобретение святого образа. И нам согласились помочь. Икону выкупили. Пока мы собирали в Приморье средства, образ хранился в Горнем монастыре, в игуменских покоях. Мы знали, что вывезти из Израиля что-либо ценное и значимое весьма сложно. Но у меня было благословение Преосвященного Владыки Вениамина, мы также заручились поддержкой Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, и я отправился в Иерусалим. Я узнал, что образ Матери Божией попал в Иерусалим из Гонконга, от русских эмигрантов. Скорее всего, она принадлежала существовавшей там некоторое время православной общине. В Иерусалиме икона четыре года простояла в магазине, пока мы ее не обрели. Сестры Горненского монастыря, среди которых есть искусствоведы и реставраторы, не сомневаются, что икона эта подлинная. Они готовы прислать свое заключение, если это будет нужно. Конечно, как мы и предполагали, были определенные препятствия при получении разрешения на вывоз святого образа. Но с помощью Божией, при особом попечительстве настоятельницы Горненского монастыря игумении Георгии все разрешилось благополучно. Нам активно помогал консульский отдел Российского посольства в Израиле. Запомнились проводы иконы во Владивосток. Нас вышли провожать насельницы Горненской обители. Был отслужен молебен Божией Матери, и под звон колоколов мы выехали домой".
Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин: "Прибытие этой иконы в наше время, безусловно, имеет промыслительное значение. Думается, что это знамение для нас в утешение нынешних и будущих событий. Нам не дано знать, что ожидает Церковь впереди. Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста".
Из истории иконы
О копиях Порт-Артурской иконы сегодня мало что известно. Мы знаем, что во Владивостоке оставалась копия, писаная на медной доске. Другая была сделана на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал. Кстати, в Церковноархеологическом кабинете Московской Духовной академии находится уменьшенная копия Порт-Артурской иконы, которая в основных чертах похожа на обретенный образ, но есть и отличия. Самое главное - на этой копии отсутствует дарственная надпись от святых обителей Киевских. В этом можно убедиться, если посмотреть журнал военно-морского флота "Морской сборник" № 2 (1767) за 1994 год, выпускаемый издательством "Красная звезда". Кстати, такой дарственной надписи нет и на тех копиях иконы, которые были выпущены в последние годы в Москве.
Более полные сведения об иконе обнаружила приморский краевед Н. Г. Мизь при изучении "Владивостокских Епархиальных ведомостей" за 1904-1995 годы, хранящихся в архиве краевой библиотеки.
И наконец, по благословению Владыки Вениамина прибывшая икона была измерена: высота - 124 см, ширина - 76 см. Эти данные в оснонвном соответствуют архивному описанию подлинника.
Вместо послесловия
Судьба Владивостокского списка от мая 1905 года до февраля 1998 года оставалась неизвестна. После многих скитаний, унесенная бурей войн и революций, икона исчезла. Где обитала она 90 лет? Как попала в Иерусалим и почему в течение четырех лет никто не обратил внимания на нее? Да, по Промыслу Божию дожидалась она паломников из родной для Дальней России.
Годы скитаний не прошли для нашей святыни бесследно. Дерево было изъедено жучком. Нижняя часть иконы с нескольких местах оказалась немного утраченной. Поэтому епископ Владивостокский и Приморский Вениамин обратился за помощью к реставраторам в Троице-Сергиеву Лавру.
9 февраля 1999 года в домовом храме Владивостокского епархиального управления провожали чтимую нашу икону, нашу святыню на "лечение" в Москву. 10 февраля ее встречали в Троице-Сергиевой Лавре. Работы велись в реставрационных мастерских церковно-археологического кабинета МДА. И вот, к началу 2000 года обновленная икона вернулась во Владивосток.
В 2002 году для Порт-Артурской иконы Божией Матери (Владивостокской) был изготовлен новый киот высокохудожественной работы. Он стал подарком от администрации Хабаровского края, его жителей и народного художника России Геннадия Дмитриевича Павлишина жителям Приморского края "во славу русского воинства, укрепления и процветания России", как сказано в дарственной грамоте.
Киот высотой около трех метров и шириной два метра выполнен резьбой по ореховому дереву, украшен полудрагоценными камнями и серебром. В нижней его части встроено мозаичное панно из природных минералов разного цвета. На нем изображен вид на бухту Золотой Рог, в которой стоят на рейде военно-морские корабли Тихоокеанского флота различных исторических эпох. Так автор киота - народный художник Геннадий Павлишин изобразил связь Порт-Артурской иконы с историей русского флота на Тихом океане.
(Впервые опубликовано в 1998 году)
Читать все