Рождество-Богородицкий женский монастырь

Контакты: 692530 Россия, Приморский край, Уссурийский район, с. Линевичи, ул. Монастырская, 7.

Телефон: 8-984-192-0440, 8-924-001-3812

Настоятельница - игумения Варвара (Волгина)

Проезд: до г. Уссурийска, далее от автовокзала автобусом до с. Линевичи.

Храмы: домовый храм Нерукотворного образ Спасителя, храм Рождества Пресвятой Богородицы, часовня святых Царственных страстотерпцев.

Почитаемые святыни: икона Пресвятой Богородицы "Объятия Отча", ковчег с частицей мощей святой великомученицы Варвары, ковчег с частицами мощей угодников Божиих, иконы с частицами мощей святых.

Богослужения в обители совершаются по Валаамскому уставу, как это было установлено еще до революции.

 

• Распорядок дня сестер в будние дни:

03.30 подъем

04.00 утреннее сестринское правило в храме: утренние молитвы, полунощница, канон Матери Божией.

05.00 начало утрени, за которой следует Божественная Литургия (около 7.00- 7.30)

09.30 (сразу по окончании богослужения) общая трапеза

10.00-16.00 общие послушания

16.20 вторая трапеза

17.00 монашеское правило в храме: три канона Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю с акафистом.

17.45 начало вечерни, за которой следует вечернее правило: пятисотница, малое повечерие с каноном, вечерние молитвы.

• В праздничные дни вечерня служится вместе с утреней вечером с 17.00, а Литургия в 7-8 часов утра

• В воскресные дни утреннее правило начинается в 06.45: утренние молитвы, канон Пресвятой Богородице, акафист Воскресению Христову (воскресная полунощница читается накануне вечером)

В 07.30 совершается молебен (параклисис с акафистом или общий или благодарственный), а в 08.30 Божественная Литургия.

Панихида служится один раз в неделю, чаще всего в пятницу после вечерни.

В зависимости от обстоятельств, время начала богослужений может быть изменено.

Сестрами обители читается Неусыпаемая Псалтирь.

Таинство крещения совершается в первое воскресенье месяца, в другие дни по согласованию со священнослужителем. Перед крещением необходимо посетить две вечерние службы и пройти собеседование.

Отпевание, освящение и другие требы по согласованию со священником.

 

Краткая историческая справка

На краю земли Русской в приморской тайге близ города Уссурийска стоит небольшой женский монастырь, посвященный Рождеству Божией Матери. Эта монашеская обитель внешне не такая величественная и богатая, как некоторые монастыри где-нибудь в центральной России. Однако духовно Рождество-Богородицкий монастырь в южном Приморье является великой молитвенной крепостью Руси у самых ее дальних пределов.

В 1900-м году во Владивостокскую епархию из Читинского женского монастыря прибыла православная подвижница игуменья Павла со своими помощницами-монахинями. Пожилая и духовно опытная игуменья оставила основанный ею в Чите Богородицкий монастырь и ведомая Божиим Промыслом устремилась на великий подвиг ради утверждения Православия на берегу Тихого океана, у самых границ с Китаем.

Матушка Павла получила благословение Владивостокского и Камчатского Владыки Евсевия на открытие монашеской общины в Южно-Уссурийском крае. И с Божией помощью принялась выбирать  место для строительства монастыря. От местных жителей она узнала, что на правом берегу реки Суйфун, на склоне маньчжурских сопок в одном месте порой слышится колокольный звон и даже ангельское пение, хотя вокруг лишь глухая тайга. Наверное, Божия Матерь Сама указала, где устроить храм и женский монастырь в честь Ее Рождества. И 16 февраля 1900 года на этом месте был отслужен молебен и водружен крест. А 5 декабря 1900 года Святейший Синод постановил «...близ города Никольск-Уссурийского Южно-Уссурийского края Владивостокской епархии утвердить женскую общину с наименованием оной Рождество-Богородицкою, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства».

Трудно представить, как тяжело было первым насельницам монастыря. Места, в которых поселились они, глухие.

Матушка Павла была очень строгой игуменией. Строгость матушки – это результат ее любви и желания воспитать сестер истинными воинами Христовыми, молитвенницами и подвижницами в суровых условиях уссурийской тайги.  Всю себя, весь остаток своей монашеской жизни игуменья Павла положила на создание духовной и материальной основы Рождество-Богородицкого монастыря в Южно-Уссурийском крае.

Скончалась матушка Павла 1 марта 1909 года (ст.ст.) Для отпевания в обитель приехали правящий архиерей архиепископ Евсевий, благочинный монастырей игумен Сергий, множество духовенства и мирян, почитавших игуменью.

Второй игуменией монастыря стала монахиня Сергия, управлявшая после игуменьи Павлы обителью 13 лет. Первым делом игумения Сергия ввела положенный по церковному уставу полный круг суточного богослужения. Как сообщается в современной исторической справке, подготовленной в Рождество-Богородицком монастыре, матушка Сергия «сама посещала утреннее и вечернее правило и всегда следила, чтобы все сестры приходили в храм аккуратно без опозданий по колокольному звону. Молодые послушницы после правила, получив благословение, расходились по послушаниям, а монахини простаивали всю службу до конца, после чего отправлялись в трапезную».

Третьей игуменией Рождество-Богородицого монастыря стала монахиня Олимпиада. Она управляла обителью немногим больше года до самого ее разорения большевиками в апреле 1924 года.

Еще при игуменье Павле обитель начала стремительно развиваться, превращаясь в значимый духовный и просветительский центр южного Приморья. Монастырь имел большое хозяйство. «Сестры выращивали более сорока огородных  культур. Стараниями игуменьи Павлы, сестры посадили сад; деревьев и кустарников было более тысячи. Часть земель сдавалась в аренду корейцам» (Из исторической справки монастыря).

В городе Никольск-Уссурийском действовало монастырское подворье и церковно-приходская школа, ставшая впоследствии 2-х классным городским училищем. Преподавали в школе монахини. Еще одна школа, где также преподавали сестры, была выстроена в близлежащем селе Кугуки. Со временем в монастыре были созданы различные мастерские, такие как иконописная, столярная, прядильная, портновская, сапожная, одеяльная. Появилась большая пасека на сто ульев. Помимо подворья в г. Никольск-Уссурийском, построили подворье в с. Спасском.

Большую помощь в обустройстве Рождество-Богородицкого монастыря оказали монахи открытого еще в 1896 году Николаевского Свято-Троицкого мужского монастыря на реке Уссури. Женская обитель переняла суровый Валаамский устав мужского монастыря, основанного валаамскими иноками. Священники из Шмаковской обители окормляли сестер Рождество-Богородицкого монастыря.

Помогали созиданию женской обители простые переселенцы, крестьяне и светские власти. Много сделали такие выдающиеся государственные деятели, как генерал-губернатор Приамурья Николай Иванович Гродеков и знаменитый генерал Николай Петрович Линевич, бывший последним командующим Русской армией в Русско-японскую войну, а до того командовавший военным гарнизоном Никольск-Уссурийского. В честь генерала Линевича названо село рядом с монастырем. Даже накануне своей кончины в Санкт-Петербурге генерал завещал свои средства на обустройство примыкающего к монастырю села Линевичи и школы при монастыре.

Рождество-Богородицкий монастырь на правом берегу реки Суйфун так порой и называют Линевичским, по названию села. Унаследованное имя генерала делает этот монастырь с его названием одним из символов эпохи Русско-японской войны, в которой был проявлен героизм Русского христианского воинства. В Русско-японскую войну монастырь много помогал нашей армии, в обители заботились о раненых, отправляли одежду и продовольствие на фронт.

До своего закрытия и разорения пришедшей после революции безбожной властью монастырь просуществовал почти четверть века. К тому времени в обители проживало около девяноста насельниц.

Во время безбожного лихолетья и гонений на Церковь, после закрытия обители 1 апреля 1924 года, монастырский храм Рождества Пресвятой Богородицы был сожжен. Монастырь превратили в колонию для детей и подростков. Сестер  обители выслали в Никольск-Уссурийский, где они организовали четыре тайные женские общины, в которых продолжалась монашеская жизнь. Документально подтверждено, что более двадцати сестер обители приняли исповеднический подвиг, пройдя через тюрьмы, ссылки и лагеря. Около пяти лет игумения Олимпиада жила в Никольск-Уссурийском, после чего вместе с несколькими монахинями перебралась в Иркутск, где проживала до своей кончины в 1950 г. Матушка с сестрами была похоронена на местном кладбище.

Сестра монастыря рясофорная послушница Ольга Болотова (в последствии схиигумения Олимпиада), заведовавшая иконописной мастерской, с частью сестер выехала в г. Харбин, где организовала женский монастырь в честь иконы Божией Матери. При монастыре был организован детский приют для девочек, а также иконописная мастерская, где сама матушка обучала желающих иконописи. Во многих храмах Харбина были иконы и роспись, выполненные сестрами монастыря. До наших дней сохранилось несколько икон, писанных схиигуменией Олимпиадой.

Весь советский период монастырь безжалостно уничтожался. На территории монастыря разместилась саперная воинская часть. По свидетельству очевидцев однажды пьяные солдаты злонамеренно ездили по монастырскому кладбищу на танках. Памятники и металлические кресты с кладбища были залиты в фундамент новостроящихся солдатских строений. Все было предано поруганию, осквернению и разорению.

В 1993 году началось возрождение Рождество-Богородицкого женского монастыря. Тогда остатки монастырских зданий в изувеченном виде были переданы Церкви. В 1994 году, по благословению правящего Владивостокского архиерея Владыки Вениамина (Пушкаря), старшей сестрой монастыря стала монахиня Варвара (Волгина). Через несколько лет матушка стала игуменией монастыря. На престольный праздник 21 сентября 1994 г., в возрождающейся обители было совершено первое богослужение.

Сегодня женский монастырь продолжает традиции своих предшественниц. В обители проживает 21 насельница: 8 монахинь, 8 инокинь, 5 послушниц. Духовное руководство в монастыре происходит непрерывно: в частных и общих беседах, наставлениях и замечаниях игумении, в том числе во время несения послушаний, во время трапезы, при келейном посещении матушки, во время откровения помыслов. Духовное руководство в обители также осуществляется во время исповеди и непосредственной беседы с духовником монастыря. Все насельницы обязаны присутствовать на всех службах, кроме сестер, трудящихся на кухне, и при других неотложных послушаниях.

В монастырь принимают всех желающих после испытательного периода и проверки возможности жить по распорядку и Уставу обители. После этого начинается период послушнического искуса. Одевание в подрясник, постриг в иночество и мантию происходит по благословению, по мере внутренней готовности и духовной зрелости сестры, при ее искреннем соизволении, всегда в индивидуальном порядке.

Поддерживается обширное хозяйство, выращиваются и собираются урожаи злаков, сои, огородных культур, плодово-ягодных растений, имеется коровник, курятник, пасека. В каскадных прудах выращивается рыба. В холодное время года сестры самостоятельно топят две кочегарки.

Как в прежние времена не прекращается прием богомольцев и паломников из городов и поселков Приморского края. В монастыре установилась традиция – ежегодно 21 сентября на престольный Праздник Рождества Божией Матери, в День Победы Русского воинства на Куликовом поле, в обитель съезжаются архиереи Владивостокской епархии во главе с правящим архиереем, священники и сотни паломников со всего Приморья и других краев и областей.

За годы трудов игуменьи Варвары восстановлен полуразрушенный домовый храм Нерукотворного Образа Спасителя. В июне 2003 года учащимися и преподавателями Владивостокской православной гимназии был обнаружен старый фундамент сожженного храма Рождества Пресвятой Богородицы. За алтарной частью сгоревшего храма обретено место захоронения первой настоятельницы монастыря игумении Павлы. Над гробом матушки был установлен крест и отслужена панихида. К 2018-му году храм Рождества Богородицы заново отстроили на прежнем историческом месте, на старом фундаменте.

Особо в монастыре почитают память Святых Царственных Мучеников. На берегу одного из монастырских прудов выстроена часовня в честь Святых Царственных Страстотерпцев, в основании которой положена земля, привезенная из Ганиной Ямы.

В обители имеется выставка «Священная Библейская история», которая содержит более трехсот больших настенных иллюстраций с просветительскими текстами.Цель ее – приблизить сознание народа, сердца людей к Библии,  автор выставки – митрополит Вениамин (Пушкарь).

Мы в соцсетях

Популярное

Председатель отдела религиозного образования и катехизации и специалисты дошкольного образования Владивостока провели секцию на "Рождественских чтениях" в Москве
30.01.2025
Москва .27 января по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в конференц-зале Храма Христа Спасителя состоялась секция «Наследники Великой ...
В навечерие Святого Богоявления митрополит Павел совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды
18.01.2025
18 января 2025 года, в канун праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Владивостокский и Приморский Павел совершил Божественную литургию, великую вечерню и чин великого освящения воды в Богоявленском храме.

Наверх