Летопись строительства Преображенского кафедрального собора
Священномученик Павел Лазарев, пресвитер
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПАВЛА ЛАЗАРЕВА, ПРЕСВИТЕРА († 20 мая (2 июня) 1919)
Священномученик Павел Андреевич Лазарев родился в г. Колывани на реке Обь 19 ноября 1877 года в семье мещанина.
Глубокие религиозные чувства, вера в Господа и горячая молитва уже в юном возрасте укрепляли Павлика Лазарева. Семейное предание передает такой случай. В 1884 году Западную Сибирь настигла эпидемия холеры, которая быстро стала распространяться в том числе по городку Колывани. Павлику тогда исполнилось 7 лет. Он увидел несчастье и человеческое горе, видел множество гробов с умершими, которые везли по улицам. Казалось, еще немного и холера постучится в дом к Лазаревым. Страх смерти окутывал души. «Однажды после полудня у меня появился жар, - вспоминал позднее о. Павел, - который после оказалось было вследствие простой простуды»[1]. Однако сразу все испугались, оставив Павлика одного изолированного в комнате. «Я встал на колени, на кровати и начал молиться Пресвятой Деве с таким жаром, со слезами прося пощадить всех и меня от этой страшной эпидемии, – вспоминал потом о. Павел. - Я буду служить Тебе и Сыну Твоему и Богу нашему, когда вырасту большой, только пощади и спаси всех нас». Павлик горячо плакал, говорил с Богородицей как со своей мамой, простым детским языком. Дальше произошло нечто такое, что ярко врезалось в юную память. Павлик увидел Жену, Богородицу, стоявшую во весь рост с распростертыми руками и покровом, спускающимся с обеих рук. Запомнились ясно ее слова: «Не бойся Павлик, не бойся, здесь остановится». Видение быстро исчезло. Павлик рассказал обо всем родителям, но те не поверили ему, подумали, что сынок бредит или впал в мгновенный сон. Но интересно, что в тот же вечер: на границе улицы, где стоял дом Лазаревых, эпидемия опасной болезни прекратила распространяться.
Павлик повзрослел. Пройдя обучение в 1894 – 1897 гг. в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, затем с 1900 по 1903 гг. проходил службу фельдшером в 1-м батальоне Сибирского резервного артиллерийского дивизиона[2].
Обещание, данное Божией Матери, Павел Андреевич помнил всю жизнь. В 1904 г. он впервые пробует свои силы на церковном служении в качестве регента Никольской церкви при железнодорожной станции Никольск-Уссурийский. В Уссурийске жили и трудились его братья, известные в крае инженеры-строители. Именно здесь в 1908 г. Господь благословил на брачный союз Павла Лазарева и Клавдию Николаевну (урожд. Синцову). В их семье выросло несколько детей: Евгений, Лев, Варвара и Милитина.
У Павла Андреевича был выбор: можно было бы продолжать семейное дело вместе с братьями. Но он пришёл к твердому убеждению – посвятить себя служению Господу Иисусу Христу и Его Святой Церкви. В своем прошении на имя епископа Владивостокского Евсевия (Никольского) Павел Лазарев написал: «Имею непреодолимое влечение к церковному священнослужению…»[3]. Начались месяцы испытаний решимости молодого человека встать на пусть священства. Поскольку он не имел семинарского образования, ему назначили послушание псаломщика в Иннокентьевской церкви с. Многоудобное. В 1910 г. Павлу Лазареву поручили заниматься преподаванием церковного пения и организацией хора в Южно-Уссурийском Богородице-Рождественском женском монастыре. Настоятельница монастыря игумения Сергия (Воронова) так отозвалась о П. А. Лазареве: «Показал полное знание и опытность в певческо-хоровом искусстве. К делу относится с любовью и вполне добросовестно, благодаря чему за это время им были достигнуты безусловно хорошие результаты. В будничные дни занимался чтением и пением при отправлении утренних и вечерних служб. Поведение его в нравственно-религиозном смысле – безупречно»[4]. Такую же благожелательную характеристику написал благочинный протоиерей Косьма Серговский: «Лазарев, сколько его знаю, поведения очень хорошего, трезвый и в отношении своих обязанностей исполнителен»[5]. Успешно пройдя перед епархиальной комиссией ставленнический экзамен по девяти предметам (чтение, пение, устав, история церкви и др.) Павел Лазарев был рукоположен владыкой Евсевием в сан диакона. Хиротония состоялась 22 января 1912 г. в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока[6]. Первым местом служения для о. Павла Лазарева стал Свято-Троицкий храм с. Раковка. В этом селе произошел еще один знаменательный случай, укрепивший будущего мученика и всю его семью в духовном стоянии с верой в Господа. Внезапно в 1916 г. Клавдия Николаевна была частично парализована по левой части тела[7]. Лечение, в том числе хорошими докторами из Владивостока и Японии не помогало. Отец Павел молитвенно обратился за помощью к святому Иоанну Кронштадтскому и получил во сне откровение: «Отслужи молебен Матери Божией, она идет к вам и употреби миро»[8]. Через несколько дней после такого сна в сельскую церковь Раковки из епархии пришло письмо с извещением, что чудотворную икону Богородицы вынесли крестным ходом из Шмаковского монастыря, и что она прибудет в село такого-то числа. Шел май месяц. Ко времени прибытия святыни на въезде в Раковку поставили огромный дубовый крест, высадили вокруг него кусты. В назначенный день вся деревня с хором и хоругвиями встречала прибытие иконы Божией Матери. Отслужили молебен, после которого о. Павел взял масло из светильника, горевшего перед образом и, вернувшись домой, покрыл им больные места своей супруги. Через три дня Клавдия Николаевна встала и самостоятельно пошла в церковь на литургию. Этот день чудесного исцеления навсегда вошел в семейный календарь как праздник.
Прошло еще три года. Диакон Павел сдал на «хорошо» пять экзаменов в Духовной консистории, чтобы получить право быть возведенным в сан священника, и 1 марта 1915 г. архиепископ Евсевий поставил диакона Павла Лазарева во священника. Торжество хиротонии проходило за литургией в домовой Евсевиевской церкви при архиерейском подворье на Седанке вблизи от Владивостока[9].
Пастырское служение пошло своим порядком. Но предчувствие грозных событий не покидало многих россиян. Продолжалась первая мировая война. За ней наступили смутные и грозные события 1917 г., а за ними последовали годы гражданского противостояния по всей России. В 1918 г. красная власть в Приморье временно потерпела поражение. Старые порядки водворились в городах при поддержке казаков Калмыкова, чехословацкого корпуса и вступивших в край иностранных войск. Но красные отряды скрылись в тайге. Священники, служившие в сельских храмах, находившихся вдали от городов и линии железной дороги, в это время первыми приняли на себя вызов безбожной власти. Известно, что некоторые партизанские отряды вновь созданной Дальневосточной республики принялись воплощать в жизнь определенные антицерковные меры, принятые СНК РСФСР в 1918 г. Например, угрожать расправами священникам, запрещать в школах учить детей «Закону Божию».
В этот период иерей Павел Лазарев по собственному желанию перешел на место штатного священника Свято-Троицкой церкви с. Антоновка, что примерно в 50 км. от г. Спасска, в лесной местности. В воспоминаниях семьи Лазаревых, созданных на основе дневниковых записей супруги отца Павла – Клавдии Николаевны, говорится о том, что часто отец Павел размышлял: «Какая пустая, бесплодная жизнь наша была в городе. Я только сейчас живу полной жизнью, здесь каждый цветок, каждая травка напоминает мне о Боге. Природа так убедительно говорит о величии Творца. Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину Святую, даже идти на страдания; и только выстраданные убеждения могут иметь неотразимую силу примера».
«Христианам нужно быть апостолами просвещения – вот наше назначение.- часто высказывался батюшка среди домочадцев. - Итак, будем следовать по пути Святых Апостолов Господа Христа, которые не делали заговоров злодеяния и не основывали ни тайных, ни явных политических обществ, а распространяли Учение своего Божественного Учителя и не отрекались от него даже пред языческими царями, но, не страшась мучений, шли на смерть – за Истину. Своим страданием и чистой совестью они утвердили на земле Алтарь для прославления Творца». Отец Павел предчувствовал, что его ждет страдальчество и исповедание веры. Своей жене Клавдии Николаевне он часто советовал: «Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук, а бодро стоял за Веру в Господа Христа до смерти…»[10]. В январе 1919 г. батюшка рассказал супруге о необычном сне, в котором ему явился Владивостокский епископ, предупредивший о том, что через шесть месяцев о. Павла убьют. Старший сын о. Павла – Евгений, впоследствии вспоминал, что одной из любимых книг папы в это время стал роман Сенкевича «Камо грядеши», посвященный гонениям на первых христиан[11].
Отец Павел, оказавшись рядом с простыми деревенскими людьми, стал для них и духовным отцом, и авторитетным советчиком. В условиях анархии власти и разброда в умах прихожане находили в сельском пастыре надежду и опору. Антоновский священник продолжал ревностно служить, просвещать и обучать деревенских детей основам религиозной жизни, Закону Божиему. По житейским нуждам он участвовал в деятельности кооператива в нескольких селениях: Афанасьевка, Глуховка, Антоновка и Никитовка. Организовывал прихожан на сбор продовольственной помощи для обедневших жителей, и лично развозил ее по домам нуждающихся. При этом и сам батюшка содержал свое домашнее хозяйство. Эти меры помогали сельчанам выживать в условиях ухудшения жизни, а также постоянных поборов на нужды противоборствующих сторон: то казаков атамана Калмыкова, то интервентов-японцев, то красных партизан, то просто бандитских групп, в зоне действия которых находились села. Причем о. Павел не боялся защищать свою паству от беззаконий как одних, так и других.
В 1919 г. в деревне Никитовка (примерно в 10 км. Антоновки) объявились красные партизанские отряды Гурко, Морозова, Алёшечкина, Топоркова, Песецкого под общим командованием А.П. Баранова. Крестьян окрестных селений запугали угрозами и жестокими расправами над теми, кто оказывался под малейшим подозрением, кто отказывался давать продовольствие на содержание отрядов. В такой ситуации священник Павел из Антоновки по сути оказался одним из тех, кто мешал вооруженным группировкам, захватившим власть, окончательно подчинить своему влиянию население.
Наступил май. Прошел праздник Вознесения. И вот в наступивший после него первый воскресный о. Павел служил литургию в своем храме. Церковный староста, пономари, в том числе старший сын батюшки - Евгений как обычно находились рядом с настоятелем в алтаре. Неожиданно в храм с шумом и наглостью вошли несколько вооруженных людей. Они принялись хулить Спасителя и надругаться над святынями. Отец Павел спокойно вышел в храм и безбоязненно продолжил каждение [12].
Народ, испугавшись было вооруженных людей, но видя стойкость священника, почувствовал уверенность, и партизаны при людях не решились арестовать батюшку. Однако через несколько дней в канун праздника Святой Троицы в дом настоятеля нагрянули красноармейцы…
Отец Павел точно знал, что за ним придут ночью. Его предупредил об этом за несколько часов один из антоновских крестьян. Но как пастырь он отказался от предложения тайно скрыться, срочно уйти срочно к родственникам в Спасск…. Когда в его дом вошло девять вооруженных людей, объявив, что он арестован, батюшка был уже одет, даже не спросил: за что? Все происходило на глазах семьи. Он встал перед образами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный Крест, простился и благословил детей. Клавдии Николаевне произнес: «Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас».
Отца Павла красные партизаны не решились убивать в Антоновке, а повезли в соседнюю Никитовку, где в помещении начальной школы был устроен допрос. Невольными свидетелями «суда» над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж[13]. Согласно их рассказу командир отряда Писецкий лично беседовал со священником. Он сразу заявил настоятелю: Бога нет, а священники – царские прислужники, выдумали Его, чтоб держать народ в страхе и подчинении. Отцу Павлу было предложено условие освобождения из-под стражи: в церкви объявить народу, что он всех обманывал, а потом снять прилюдно крест и священную рясу. Но отец Павел на это предложение твердо заявил, что не откажется от Бога и за веру Христову готов принять смерть.
Недалеко от школы, в лесу за Никитовкой священника расстреляли и тяжелораненого бросили умирать. То, что это было так - догадались церковный сторож и ее муж, которых спустя некоторое время под угрозами привели к месту гибели священника и приказали копать для него могилу, чтобы похоронить тело. Они увидели, как покойный мучился на месте, куда упал после ранения, и пытался прикрывать кровавую рану на левой стороне живота.
По записи в метрической книге Спасо-Преображенской церкви с. Спасское № 101 смерть священника Павла Андреевича Лазарева наступила 20 мая/ 2 июня 1919 г. от рук красноармейцев[14]. Ему шёл сорок третий год. Спустя несколько месяцев в августе 1919 г. крестьяне Антоновки нашли тайное место захоронения своего духовного отца, и, выкопав тело, увидели его лицо, которого совершенно не коснулось тление[15]. Однако попытка Клавдии Николаевны и прихожан перезахоронить покойного о. Павла по-христиански, во гробе, была пресечена партизанами, которые после этого случая сожгли останки священника. Спустя еще какое-то время около 20 женщин Троицкого прихода из Антоновки, несмотря на опасность тревожного времени, пешком проделали путь до мужского монастыря в Шмаковке, пройдя по тайге около 40 км., где на заупокойной литургии вместе с монастырской братией помолились об убиенном за веру во Христа отце Павле.
Указом Владивостокского епархиального совета от 31 октября 1919 г. № 5712/ 7448 согласно рапорта священника церкви с. Спасское о. Петра Вотчинского было совершено официальное отпевание и сделана запись в метрической книге[16].
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года (журнал № 159) имя иерея Павла Лазарева внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
[1] Лазарев-Мирононв Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017. С. 135
[2] РГИА ДВ. Ф. 2414. Оп. 3. Д. 263. ЛЛ. 32-34
[3] РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 263. Л. 1
[4] Там же. Л. 3
[5] Там же. Л. 45
[6] Там же. Л. 52
[7] Лазарев-Мирононв Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017. С. 132.
[8] Там же. С. 132.
[9] РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 263. ЛЛ. 57 – 62.
[10] Лазарев-Мирононв Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017. С. 169.
[11] Там же. С. 129
[12] Лазарев-Мирононв Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017. С. 133.
[13] Там же. С. 151.
[14] РГИА ДВ. Ф. 244. Оп.7. Д.158. Л.94об-95
[15] Лазарев-Мирононв Е. П. Потомкам. Мемуары царского кадета. Colorado: Vestnik-Herald, 2017. С. 165.
[16] РГИА ДВ. Ф. 244. Оп .3.Д. 263. Л. 74-74 об.
Читать все