Владивостокские епархиальные ведомости
О ЧЁМ ПИШУТ «ВЕДОМОСТИ» В ИЮЛЕ 1904 г.: Обзор книги ректора Московской Духовной академии, который исследует критическое положение священника и другие признаки духовного оскудения в предреволюционные годы


.jpg)
1904 - №13
Пастырь— учитель. (По запросамъ современнаго общества). Стр. 60, ц. 40 к. съ пересылкой. Арх. Евдокимъ.
Вновь назначенный ректоръ Московской духовной академіи Архимандритъ (нын? Епископъ) Евдокимъ въ конц? минувшаго года издалъ, подъ выписаннымъ заглавіемъ, брошюру, которая заслуживаетъ вниманія своей неподкупной искренностью и откровенностью и заставляетъ задуматься о положеніи и роли православнаго священника въ настоящее время. Исходнымъ пунктомъ своего труда авторъ беретъ возлагаемыя изв?стной частью русскаго просв?щеннаго общества надежды на возрожденіе Россіи христіанскимъ ученіемъ и пропов?дью.
«Я смотрю на это приглашеніе, пишетъ онъ, какъ на величайшее знаменіе времени. Это—дорогая и р?дкая минута въ жизни нашихъ пастырей, минута провиденціальная,—сильное Божіе предостереженіе предъ грознымъ грядущимъ» (стр. 8)...
Но можетъ ли въ настоящее время священникъ стоять на высот? этой великой задачи? На этотъ вопросъ авторъ отв?чаетъ разсмотр?ніемъ ненормальнаго положенія духовенства въ приход? и обществ?. «Пастыря нын? съ арены общественной д?ятельности загнали въ церковь, да и въ церкви то теперь онъ можетъ быть полновластнымъ только въ алтар?, при совершеніи требъ. Его храмъ во многихъ случаяхъ стоитъ среди города какъ-то одиноко. Кругомъ кипитъ жизнь, полная удивительнаго разнообразія, но она идетъ мимо храма. Пастырь сталъ только зрителемъ общественной жизни. Онъ не участвуетъ бол?е ни на какихъ соборахъ; н?тъ ему м?ста въ различныхъ гражданскихъ учрежденіяхъ. Н?тъ м?ста даже на сельскихъ сходахъ. Его уже не приглашаютъ дальше прихожей» (стр. 10). «Пастырь-законоучитель въ сложномъ состав? учительского сословія чувствуетъ себя одиноікимъ, безъ всякой поддержки со стороны своихъ товарищей — сослуживцевъ. И даже больше того, сослуживцы сознательно м?шаютъ ему вести свое д?ло» "(стр. 17).
У современныхъ пастырей порываются внутреннія связи даже съ народомъ, съ которымъ до настоящаго времени они жили вм?ст?, д?ля и радость, и горе пополамъ. И въ изб? крестьянина иной пастырь теперь уже чувствуетъ себя неловко. Пасомые встр?чаютъ его съ недоум?ніемъ, не зная, зач?мъ онъ къ нимъ пришелъ» (стр. 13). Духовенство отвыкло отъ самостоятельной мысли, открытаго чувства, живой, кипучей жизни, забыло простоту и откровенность. Оно стало рабомъ нескончаемыхъ канцелярій, указовъ, ст?сненій. Отсюда всевозможныя бумажныя учрежденія: братства, съ?зды, реформы, ревизіи, засвид?тельствованія, что все обстоитъ благополучно" (стр. 21-22).
Но отсюда-же и мертвенность пропов?ди, ст?сненной цензурой и предписаніями учить такъ, а не иначе. „Въ пропов?ди слушатель чувствуетъ, что пропов?днику н?тъ д?ла до еванъгельской истины. Печать безучастія, холодной скуки, равнодушія къ святымъ словамъ не только лишаетъ окраски и силы пропов?дническое слово, но ложится и на самую истину: самыя истины Евангелія перестаютъ казаться живыми, яркими, зовущими; он? обращаются въ бл?дныя фразы, назначенныя не для жизни, а для б?с?ды „по должности, для благочиннаго" (стр. 82).
По той же причин? пропов?дь совершенно оторвана отъ жизни. «Жизнь съ ея кричащими запросами о стается безъ всякаго отв?та. Стонутъ люди, взываютъ къ небу, мечутся по лицу земли, топятся, стр?ляются, в?шаются, бросаются подъ по?зда. А тамъ, въ храмахъ, изъ года въ годъ разсказываютъ всё о Смоленской, Казанской, Троеручиц? ". (стр. 38).
Насколько высказанныя сужденія соотв?тствуютъ д?йствительности, предоставляемъ судить, на основаніи непосредственнаго опыта, самимъ читателямъ. Съ своей же стороны прив?тствуемъ книжку о. Евдокима, какъ см?лое, горячее слово, особенно ц?нное въ наше время избытка осторожности и недостатка искренности.
Самарские Епархиальные В?домости, № 2.
Читать все