Владивостокские епархиальные ведомости
О ЧЁМ ПИШУТ "ВЕДОМОСТИ" В АВГУСТЕ 1904 г.: Приходские кружки ревнителей православия могут стать действенным средством борьбы с расколо-сектантами и антихристианским духом



1904, №15
Отрывокъ изъ статьи приходскаго священника
Въ апрѣльской книжкѣ журнала «Православно-Русское Слово» (№ 6,1904 г.) въ отдѣлѣ «Изъ духовной журналистики» трактуется о средствахъ борьбы съ антихристіанскимъ духомъ современнаго общества по поводу статьи прот. Гр. Дьяченко въ Странникѣ (мартъ, 1904 годъ). Какъ на средства этой борьбы, указывается на образованіе духовно-просвѣтительныхъ союзовъ, на улучшеніе обезпеченія духовенства и на лучшую постановку воспитанія въ духовныхъ семинаріяхъ. Позволимъ себѣ обратить вниманiе читателей на образованіе религіозно-просвѣтильныхъ союзовъ изъ свѣтскихъ лицъ.
«Дѣятельность свѣтскихъ лицъ основывается на примѣрѣ древности, когда врачи, воины, земледѣльцы, а также женщины, особенно, въ должности діакониссъ, оказывали громадную услугу успѣху евангелія, всюду разнося благовѣстіе Христово. Дѣятельность такихъ христіански настроенныхъ свѣтскихъ лицъ особенно полезна можетъ быть тамъ, гдѣ по обстоятельствамъ времени не можетъ быть доступа пастырю — напримѣръ, въ домахъ и семьяхъ людей, охладѣвшихъ къ вѣрѣ и съ презрѣніемъ относящихся къ служителямъ Церкви».
«Дѣятельность свѣтскихъ лицъ основывается на примѣрѣ древности, когда врачи, воины, земледѣльцы, а также женщины, особенно, въ должности діакониссъ, оказывали громадную услугу успѣху евангелія, всюду разнося благовѣстіе Христово. Дѣятельность такихъ христіански настроенныхъ свѣтскихъ лицъ особенно полезна можетъ быть тамъ, гдѣ по обстоятельствамъ времени не можетъ быть доступа пастырю — напримѣръ, въ домахъ и семьяхъ людей, охладѣвшихъ къ вѣрѣ и съ презрѣніемъ относящихся къ служителямъ Церкви».
Нельзя не привѣтствовать этой идеи. Въ самомъ дѣлѣ: что можетъ быть лучше для приходскаго священника, какъ не кружокъ людей, раздѣляющихъ съ нимъ его труды по приходу? Эти ревнители православія, будучи изъ среды прихожанъ, нерѣдко лучше священника знаютъ всѣ нужды и недостатки своей среды и въ нужныхъ случаяхъ могутъ обо всемъ освѣдомлять его. А такіе люди имѣются, безъ сомнѣнія, въ каждомъ приходѣ; это, въ большинствѣ случаевъ, самые ревностные посѣтители храма Божія, самые щедрые жертвователи на Божіе дѣло и пр; это — украшеніе прихода, его, такъ сказать, ядро. Ихъ надо лишь воодушевить одной идеей, которая сама покажетъ, какую организацію дать этому кружку. Подобные кружки особенно пригодны были бы въ тѣхъ приходахъ, гдѣ живутъ люди склонные къ сектантству и вообще, не расположенные къ Церкви и ея пастырямъ. Такіе люди при посѣщеніи домовъ православныхъ неустанно ведутъ среди нихъ свою преступную пропаганду, возбуждая противъ духовенства народъ и предлагая ему свои воззрѣнія. Можетъ-ли приходскій священникъ во-время посѣтить такой домъ, гдѣ заброшено сѣмя сомнѣнія? Вотъ въ этихъ случаяхъ и годились бы члены приходскаго братства или кружка; они могли бы слѣдить за пропагандой сектантства и всячески противодѣйствовать ей. Эти братства путемъ своего вліянія и авторитета въ приходѣ могли бы сослужить большую службу церкви въ ея заботахъ о возвышеніи жизни православныхъ христіанъ. Организація приходскихъ кружковъ не требуетъ никакихъ формальныхъ разрѣшеній и никакихъ строго опредѣленныхъ рамокъ дѣятельности. Чѣмъ больше простоты и, такъ сказать, «духа» будетъ въ такомъ братствѣ, тѣмъ оно ближе будетъ къ своей цѣли.
Организація приходскихъ кружковъ должна начаться прежде всего съ тѣснаго внутренняго союза между членами причта, церковнымъ старостой, членами попечительства и учителемъ, — это вѣрный залогъ это и есть внѣшняя основа приходскаго кружка. Эти лица, выдвинутыя самимъ приходомъ на служеніе Церкви, являются первыми и естественными сотрудниками священника въ его служеніи. Ревностный священникъ войдетъ со всѣми этими лицами въ близкое духовное общеніе, будетъ ходить къ нимъ и звать ихъ къ себѣ, будетъ читать съ ними священное Писаніе, житія святыхъ, подходящія статьи изъ духовныхъ журналовъ, постепенно объединитъ ихъ на почвѣ любви къ Богу и ближнему; внушитъ имъ сознаніе, что они могутъ и должны помогать ему въ искорененіи пороковъ и дурныхъ обычаевъ, а также въ насажденіи и укрѣпленіи благочестія въ приходѣ; они, при своемъ авторитетѣ, какъ люди уважаемые, будутъ проводниками въ народную массу его желаній и наставленій, будутъ вѣрными истолкователями его церковныхъ поученій и пр.
Читать все
Мы в соцсетях
Другие новости раздела
08.08.2025
Донесеніе священника Ольгинской церкви — Честь имѣю почтительнѣйше донести Вашему Преосвященству, что 1 іюля въ 6 ч. утра у насъ послышались тревожные крики: „уходи въ тайгу всѣ, — японцы идутъ!“ Черезъ пять-десять минутъ Ольга опустѣла, производя
30.07.2025
1904 - №13 Пастырь— учитель. (По запросамъ современнаго общества). Стр. 60, ц. 40 к. съ пересылкой. Арх. Евдокимъ. Вновь назначенный ректоръ Московской духовной академіи Архимандритъ (нынѣ Епископъ) Евдокимъ въ концѣ минувшаго года
Популярное
12.07.2025
В День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в главном храме Приморья совершено соборное архиерейское богослужение
11.07.2025
В главном храме Приморья состоялось праздничное соборное богослужение